Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Страница 1

В данном параграфе анализируется ключевое понятие исследования "коммуникативные способности"", состоящее из понятий "общение", "развитие" и "способности", а также особенности коммуникативных способностей.

Исследование проблемы развития коммуникативных способностей потребовало изучение исходных теоретико-методологических основ сущности и содержания развития коммуникативных способностей личности. Решение поставленной проблемы потребовало от нас раскрытие сущности и содержания понятия "развитие коммуникативных способностей".

В философии понятие "развитие" определяется как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. С психологической точки зрения "развитие"- прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации.

В педагогике понятие "развитие" рассматривается как изменение представляющее собой переход от простого к более сложному, как процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

По нашему мнению, понятие "развитие" связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, и наоборот.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, с другой стороны.

Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении проблемы развития достигли: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, Н. В. Клюева, А. А. Кан-Калик, М. И. Лисина, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия. Заметный результат в науке о развитии оставили зарубежные исследователи: Л. М. Термен, Э. Р. Геккель, Ф. Д. Мюллер, И. А. Швануара.

В психолого-педагогической литературе выведена следующая закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению.

Далее считаем целесообразным, проанализировать такое психологическое понятие, как общение.

Так, М. С. Каган рассматривает понятие общение как сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, благодаря которому "индивиды" как физически, так и духовно творят друг друга.

А. А Леонтьев, в общении различает три стороны: коммуникативная, интерактивная, персептивная .

Для нашей работы важна коммуникативная сторона общения.

Далее автор утверждает, что она связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к "движению" информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации, в которой происходит общение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Педагогические системы в современном педагогическом знании
Существуют следующие основные определения понятия «педагогическая система». Спирин Л.Ф. определяет педагогическую систему как всякое объединение людей, в котором ставятся педагогические цели и решаются педагогические задачи. Второе определение: педагогическая система – всякое объединение людей, где ...

Характеристика нормальной осанки
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. При определения осанки учитываются положение головы, пояса верхних конечностей, верхних и нижних конечностей, конфигурация позвоночного столба, угол наклона таза, форма грудной кл ...

Методика работы со словом
Доказано что, богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитате ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru