Новое в педагогике » Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта

Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта

Поведение человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. Отечественный ученый социолог Ю.А. Клейберг определяет понятие социальные нормы как «определенная система норм (ценностей), включающая требования к поведению и обязанностям членам данного общества».

Ввиду социально – экономических и демографических причин с каждым годом возрастает количество школьников, которых выделяют как учащихся с асоциальным, отклоняющимся поведением.

В юридической литературе асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально – пассивного типа.

Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди которых агрессивное поведение занимает одно из ведущих мест.

Проблема агрессивного поведения в детской среде перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. Сухие статистические сводки свидетельствуют о росте преступности среди детей и подростков.

Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта. Тема агрессивного поведения умственно отсталых детей рассматривалась в трудах отечественных (В.В. Ковалева, В.Ф. Шалимова, А.Д. Виноградовой и др.) и зарубежных психологов (М. Ратлер, Д. Лешли, П. Скотт и др.).

По данным Н.И. Фелинской у 44, 1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдали различные психические аномалии: олигофрению, психозы, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки органического поражения головного мозга.

Специалист по превентивной психологии С.А. Беличева рассматривает вышеперечисленные психические аномалии как психобиологические предпосылки асоциального поведения, но при этом психолог отмечает, что данные отклонения не являются предопределяющей причиной преступного поведения.

Известный дефектолог С.Я. Рубинштейн, изучающий психологию умственно отсталых школьников, писал: «Не болезнь является причиной антисоциальных, аморальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок».

Отечественный психолог Ж.И. Намазбаева отмечает, что «у детей с умственной отсталостью отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества».

Один из первых исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних - В.П. Кащенко писал: «Если своевременно не обратить внимание на устойчивые отклонения в поведении ребенка и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности».

Психологическая коррекция агрессивного поведения умственно отсталых учащихся должна носить комплексный, системный характер. Положительный результат зависит от своевременности психолого-педагогического воздействия.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта».

Объект исследования: агрессивное поведение у младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта.

Цель исследования: определить содержание психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта на основе реализации комплексного подхода.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по теме исследования;

2. Выделить причины проявления агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта;

3. Подобрать и адаптировать методики, позволяющие диагностировать уровень агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта;

4. Выделить возможности взаимодействия разных специалистов (психолога, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня и школьного врача) в условиях образовательного учреждения для организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: снижение агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта может протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе комплексного подхода.

Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования: анализ научной литературы, изучение состояния проблемы, абстрагирование, классификация, сравнение, обобщение.

2. Эмпирические методы: экспериментальный поиск новых решений проблемы, обработка данных эксперимента, изложение и интерпретация научных результатов, качественный анализ и количественная обработка результатов исследования, тестирование, наблюдение, беседа.

Структура дипломной работы отражает логику и содержание исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Исследование проводилось на базе Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, в специальной коррекционной общеобразовательной школе №5 VIII вида г. Кыштыма.

В эксперименте участвовали младшие школьники с нарушением интеллекта, учащиеся второго и третьего класса вышеназванной школы.

Этапы исследования:

первый этап (январь - август 2007 г.) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической и медицинской литературы, разработке исходных позиций исследования: цель, гипотеза, методические рекомендации опытно-экспериментальной работы;

второй этап - опытно-экспериментальный (сентябрь 2007 г. - январь 2008 г.). Работа проводилась в три этапа:

I. Констатирующий эксперимент.

II. Формирующий эксперимент.

III. Контрольный эксперимент.

третий этап (январь - февраль 2008 г.) - заключительно-обобщающий. Он включает в себя обработку и систематизацию материала, обобщение и оформление исследования, внедрение методических рекомендаций в практику специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №5 VIII вида г. Кыштыма.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные и методические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на педагогическом совете, семинарах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №5 VIII вида г. Кыштыма.


Смотрите также::

Этапы развития коллектива
Процесс развития классного коллектива является противоречивым и нелинейным. Это связано с тем, что детский коллектив, развивался как психологическая общность, содержащая в себе зоны нестабильности и саморазвития, которые возникают, прежде всего, в сфере отношений. Они-то и становятся источниками ли ...

Воспитательное и оздоровительное значение проведения прогулки детей на свежем воздухе в старшей группе детского сада
Занятия на свежем воздухе расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинные связи между этими явлениями, что, в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи (умение объяснить и сформулировать свои представления). Привлечение детей к подготовке необходимых для ...

Основные компоненты педагогического искусства
Педагогическое искусство, эффективность обучения и воспитания требуют, чтобы в отношениях между педагогами и детьми господствовала деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность. Успех в делах рождает психологическую совместимость, уверенность в силах, закрепляет положительны ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru