При изучении психолого-педагогических характеристик школьников, мы обнаружили, что почти у всех детей в семье сложилась неблагоприятная социальная ситуация, наблюдаются нарушения детско-родительских отношений и взаимоотношений со сверстниками.
С помощью рисуночного теста С.Розенцвейга и проективной методики-теста «Рука» мы смогли определить уровень развития агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта. В соответствии с уровнем развития агрессивности коррекционная работа должна быть для каждой группы различной по глубине, интенсивности и длительности (таблица 19).
Таблица 19
Приоритетное направление в коррекционной работе с учащимися с различным уровнем развития агрессивности
Группы учащихся с различным уровнем развития агрессивности |
Характеристика учащихся данной группы |
Приоритетное направление в коррекционной работе |
Учащиеся со средним уровнем агрессивности. |
Дети спокойные, уравновешенные, стараются не конфликтовать с окружающими, при необходимости могут постоять за себя |
Воспитание уверенности в себе. |
Учащиеся с высоким уровнем агрессивности |
Для этих детей характерна открытая враждебность к взрослым и сверстникам, которая проявляется в асоциальном поведении. В то же время такие учащиеся проявляют беспокойство о том, любят ли их взрослые, испытывают тревогу за принятие себя другими детьми. |
Лечебное воздействие, направленное на снижение эмоционального напряжения; формирование у детей моральных представлений; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; коррекция эмоциональной сферы ребенка; коррекция поведения; обучение ауторелаксации. |
Учащиеся с низким уровнем агрессивности |
Детей данной группы отличает конформизм, неумение постоять за себя, повлиять на других. |
Лечебное воздействие (общеукрепляющая терапия); воспитание «бойцовских» качеств, приобщение детей к активной деятельности, где необходимо проявлять самостоятельность, инициативность, сотрудничать с другими детьми, влиять на них. |
Проведенный анализ данных, полученных с помощью диагностических методик, показал, что на развитие агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта могут оказывать влияние факторы как биологического, так и социального происхождения. Биологическими предпосылками агрессивности у умственно отсталых детей могут стать особенности развития нервной системы: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, склонность к аффектам, неумение сдерживать себя. Стойкое снижение познавательной деятельности детей, обусловленное органическим поражением головного мозга, также повышает риск возникновения агрессивных проявлений в поведении детей.
Однако влияние биологических факторов на развитие агрессивности опосредовано отношениями ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
Смотрите также::
Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации
художественного произведения
На втором этапе эксперимента экспертной комиссией было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста комиссия руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художе ...
Условия развития творческого потенциала и принципы его
становления
Начинается формирование творческого потенциала в проявлении интереса ребенка к творчеству. В этом ему помогает окружение. Известна музыкальная семья Бахов, Р. Амудсен родился и вырос в семье морского капитана. А. Брем был сыном пастора, который увлекался орнитологией. Но есть и другие примеры, отри ...
Особенности воспитания в Древней Индии
По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов. Ритуал сопровождал зачатие ребенка, его рождение, первый вынос из дома, ...