Новое в педагогике » Специфика творческого мышления » Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения

Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения

Страница 1

На втором этапе эксперимента экспертной комиссией было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста комиссия руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художественным произведениям.

Основными критериями отбора художественных произве­дений для интерпретации являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность студента, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Особенности интерпретирования драматического произведения

Двигателем действия в драме является драматический конфликт. Конфликт в разных пьесах проявляется по-разному: он может развиваться в открытой борьбе персонажей, или это может быть внутреннее течение пьесы, «подводное» (как и в интерпретируемой нами драме).

Интерпретируя драму, читатель остаётся наедине с мыслями и идеями героев, являясь при этом как бы участником диалогов персонажей. Роль интерпретирования в драме велика, ведь автор не может выражать свою позицию через психологическую характеристику, словесный пейзаж, лирические отступления и т.д. Б.О. Корман выделяет два способа выражения авторского сознания в драматическом произведении: сюжетно-композиционный (через расположение и соотношение частей произведения) и словесный (через речи действующих лиц, ремарки).

Намерения художника выявляются в замысле, результатом которого является художественное произведение. У читателя они вызываются эстетическим объектом и обусловливаются его автором, то есть творческий процесс предшествует восприятию и выступает его необходимым условием. Само же художественное восприятие проявляется в образном отражении действительности, в работе развитого творческого мышления. В нашей психике формируются ассоциативные звенья, связанные с особенностями индивидуального опыта. Поэтому для всех читателей содержание произведения по-разному конкретизируется в сознании каждого из них и органически входит в их внутренний мир личный мир, в их собственное отношение к действительности.

Студенты должны уметь выявлять не только авторскую концепцию драматического произведения, художественное своеобразие данной драмы, но одновременно соотнести своё индивидуальное отношение с объективным звучанием литературного текста.

Психологи, занимающиеся исследованием воображения, утверждают, что различие между воображением и мышлением относительно. Результатом работы воображения является образ, а результатом мышления – силлогизмы, т.е. выраженные в словах суждения и понятия. Рождение тех и других происходит в мысленном разложении исходных суждений и представлений на составные части и последующем их соединении в новых сочетаниях – в непрерывном анализе и синтезе.

Трудности при интерпретации драмы заключаются в том, что действия в драме совершаются в настоящем времени, создаётся как бы эффект «присутствия», участия читателя в событиях. Необходимо, чтобы студент хорошо представлял себе время, в котором происходило действие, данную историческую эпоху. Для этого важно иметь развитое творческое мышление, умение анализировать и обобщать. Останавливаясь на вопросе о развитии творческого мышления студентов при изучении драматических произведений, следует отметить, что при изучении драматического произведения на семинарских занятиях необходимо работать над развитием дивергентного мышления с установкой на «видение», что объясняется спецификой данного литературного рода.

После рассмотрения особенностей в интерпретации драмы необходимо сказать и о тех видах деятельности на семинарских занятиях, которые активизируют читательскую интерпретацию.

Эффективность любой интерпретации определяется спецификой объекта (произведения) и особенностями субъекта (студента). Только выявив характерное для субъекта и объекта, можно говорить об осуществлении интерпретации и её влиянии на развитие творческого мышления. Для драмы наиболее характерным является её изначальная адаптированность к постановке.

Несомненно, что органическое включение в анализ драматических произведений ролевых игр будет способствовать развитию творческого мышления.

В рамках первого семинарского занятия также необходимо рассмотреть историю создания драмы, соотнести с историко-культурным фоном, вычленить события, основные конфликтные факты (произвести анализ вслед за автором), проинтерпретировать основные образы, характеры (обсудить обстоятельства, внутренние мотивы действий героев), учитывая детали, быт (своеобразный проблемно-тематический анализ).

Второе семинарское занятие необходимо посвятить обсуждению основной идеи пьесы, художественно-выразительных средств (тема занятия - «Театр Островского»). Необходимо остановиться на индивидуальной интерпретации образов пьесы студентами и предложить им по-своему продумать финал. Эти семинарские занятия позволять студентам проникнуть в проблематику драмы, глубже уяснить основной конфликт, а тем самым, ярче проинтерпретировать. Следующее занятие целесообразно посвятить репетированию ключевых сцен, выбранных студентами и подготавливаемые ими для постановки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Основные подходы к исследованию виктимности
Виктимность - характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств. Совокупность относительно устойчивых особенностей личности и поведения человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии (учение о причинах и условиях соверш ...

Дидактические принципы математики
Общие положения Дидактические принципы – исходные положения теории обучения, выражающие основные закономерности процесса обучения. Они определяются целями обучения и воспитания, потребностями общественного развития, особенностями учебной деятельности учащихся различных возрастов. Дидактические прин ...

Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше п ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru