По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов. Ритуал сопровождал зачатие ребенка, его рождение, первый вынос из дома, наречение имени и т.д. – вплоть до "последней церемонии" сожжения трупа, собирания и захоронения праха. Жизнь делилась на периоды так же, как год на сезоны, сутки на утро, день, вечер и ночь. Эти стадии жизни индийцы называли словом "ашрама".
Кастовое деление древнеиндийского общества, освященное индуизмом, обусловило религиозное и законодательное закрепление различий в воспитании для высших и низших социальных слоев. Всего было четыре касты. Для каждой касты были свои требования к воспитанию: для брахманов (жрецов) было необходимо воспитание чистоты и праведности; для кшатриев (воинов) – мужества и смелости; для вайшьев (земледельцев) – воспитание трудолюбия; для шудр (слуг и ремесленников) – приучение к покорности.
Представителям высшим каст был доступен обряд посвящения. Оно давало право на совершение обрядов, на приобщение к текстам вед. Получивший "второе рождение" ("дваждырожденный"), как правило, несколько лет жил в доме наставника – гуру. Ученик привыкал почитать наставника – в чем-то последний ставился выше родителей, в чем-то он почитался больше, чем сами боги. Юноша сопровождал гуру босиком и с непокрытой головою. Ученик воспитывался в духе почитания и беспрекословного послушания старшим. Он носил воду, следил за домашним очагом и пас коров учителя – это были непросто обязанности, а религиозные обеты. Регулярно он отправлялся собирать милостыню (в том числе, конечно, к своим сородичам в деревне)- все полученное он приносил учителю в качестве подаяния.
Однако, согласно материалам педагогического энциклопедического словаря, плата за учение не предусматривалась. Учитель, получавший плату, пользовался значительно меньшим уважением.
Другим не менее важным фактором генезиса воспитания, по мнению А.Н. Джуринского, стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.
В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты.
Буддизм возник в середине I тысячелетия до н.э. Будда – буквально "Пробужденный" или "Достигший Просветления"- обозначение того, кто обрел спасение и "переправился на другой берег". Буддийская мораль требовала от верующих отказа от насилия, воровства или мошенничества, разврата, лжи и пьянства. Благодаря соблюдению этих заповедей, чистоте помыслов, слов и поступков человек мог достичь того особого настроя души, который обеспечивал спасение. Идеалом считался полный отказ от себялюбия, самоотверженность, щедрость, воистину не знающая пределов.
Важным принципом нравственного воспитания считалось "избавление души от страстей". Достичь этого можно благодаря правильному понимаю своей сущности и своего места в мире, что невозможно без развития интеллектуальных способностей. В этом процессе самосовершенствования и самопознания выделяли три основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности и стадия окончательного усвоения.
Смотрите также::
Понятие термина «глухонемота». Развитие речи в онтогенезе и причины
глухонемоты
Глухонемота - врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота и обусловленное ею отсутствие речи. Развитие речи в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей. Если ребенок рождается глухим или теряет слух в возрасте до 1 года, то он лишается возмож ...
Синтетичность эстрадного и актерского ремесел
Нам следует коснуться особых специфических качеств, которыми должен владеть концертный исполнитель, выступающий именно в эстрадных жанрах. Эстрада любит актера, обладающего одновременно многими умениями, то есть синтетического актера. Тем самым для зрителя как бы компенсируется недостача внешней зр ...
Сущность педагогического мастерства
Воплощение педагогического искусства в жизнь невозможно без овладения воспитателем педагогическим мастерством, техникой и технологией педагогического действия. Мастерство материализуется в умениях и навыках, через овладение способами и приемами педагогического труда. Они становятся неотъемлемой час ...