Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Методические рекомендации по подготовке устного выступления учащихся

Методические рекомендации по подготовке устного выступления учащихся

Страница 4

Д-1 Д-2 Д-3

Образец в):

V. Составление плана.

Связан со структуированием и систематизацией материалов.

Задание:

Тебе нужно подготовиться к устному пересказу. Используй такой приём подготовки, как составление плана. Вначале прочитай текст. Определи, о чём он. Выдели в тексте смысловые части. Озаглавь их. Запиши план по тексту.

План очень кратко передаёт основное содержание текста.

План можно записать в виде различных предложений: больших, развёрнутых, и небольших.

Образец записей:

а) Карло мастерит деревянную куклу и называете Буратино.

б) Маленькая разбойница.

в) Спасение железного дровосека.

Форма записи плана:

Лиса обманывает старика.

Лиса посылает волка ловить рыбу.

Волк попадает в беду.

Лиса обманывает волка.

Следующие задания основаны на знании видов речи, целей выступления и знании аудитории.

В третьем классе используется два вида речи: информационная и убеждающая.

Информационная речь.

Задания:

1.Тебе поручили подготовить небольшое сообщение для первоклассников о рыбе (по выбору), обитающей в морях, озёрах, реках. Например, о карпе. Как готовиться? С чего начинать? Помни, твоя задача – заинтересовать малышей. В библиотеке тебе посоветовали две книги, в которых есть интересный материал о карпах. (Тексты научный и публицистический). Каким ты воспользуешься?

При выполнении этого задания ученику необходимо :

- знать задачи информационной речи:

1) пробудить любознательность;

2) дать новое представление о предмете.

- выбрать тип речи (повествование, описание, рассуждение)

- выполнить требования к информационной речи:

1) В речи не должно быть ничего спорного.

2) Речь должна вызвать любознательность и пытливость.

3) Речь должна заинтересовать.

- выполнить требования к композиции речи:

1) Вступление.

2) Главная часть.

3) Заключение.

2. Перескажи текст и выучи наизусть. Прорепетируй выступление.

Анализ выступления.

Интересны ли тема и цель выступления?

Не затянуто ли выступление?

Продуман ли план главной части? Весь ли материал относится к теме сообщения?

Есть ли вывод (заключение)?

Установлен ли контакт с аудиторией?

Удачен ли темп речи? Поза? Жесты7 Тон? Уверен ли говорящий в себе?

Есть ли речевые ошибки?

3. Попробуй, заглядывая в план рассказать дома кому-нибудь или самому себе о карпе – рыбе, обитающей в морях, озёрах, реках. Это и будет репетиция выступления. Если ты затрудняешься, то советуем полностью записать всё сообщение. Это поможет тебе запомнить текст. Конечно, читать ты его не будешь – ребята ждут от тебя живого слова.

В практике работы учителя начальных классов широко используется информационная и убеждающая речь, которая может быть образцом текстов для учащихся.

Задачи информационной речи:

- пробудить любознательность;

- дать новое представление о предмете.

Типы информационной речи:

- повествование (движение);

-описание (расчленение и показ);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря
Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия - профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во мно ...

Краткий исторический очерк об изучении речевого развития учащихся
Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Н. Г. Комлев, "культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Р ...

Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений
Творчество — это процесс создания нового. Его характеризует продук-тивность мысли. Учащиеся, узнавая новое, делают открытия для себя, и очень важно, чтобы к открытиям они подходили сами и всегда стремились к этому. В каждом даже самом маленьком открытии, которое делают для себя учащиеся, овладевая ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru