Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения

Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения

При отборе содержания начального курса русского языка выдвигается главная задача обучения – развитие речи детей. Учащиеся не умеют правильно говорить: строить связный текст, рассуждать, доказывать. В современной жизни удельный вес устной речи значительно больше по сравнению с письменной. Нужно развивать у детей умение высказываться связно, а этому надо их специально обучать.

В.В.Виноградов сказал, что «свободное владение формами монологической речи – искусство».

Искренне, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их сильнее, чем самое яркое письменное слово. Живой голос человека – могучее средство воздействия людей друг на друга. Любой лектор, оратор, учитель, ученик – это творец, причём он творит в присутствии слушателей при их воздействии на говорящего. Поэтому устное выступление – это большой труд не только для говорящего, но и для слушающего. Сложность выступления зависит от содержания, от того, каким будет выступление по эмоциональной окраске, от того, какими источниками «питается» эта тональность, от того, откуда рождается интонационная выразительность. Об этом я как учитель должна помнить всегда, потому что монологическая речь учителя служит важнейшим стимулом для развития и формирования навыков связной монологической речи учащихся.

Устная речь учителя может иметь разные формы, но она всегда должна представлять собой единство следующих компонентов:

содержания,

плана подачи материала,

его словесного оформления,

способов, приёмов произношения.

Первое требование к учителю – определить тему для выступления и продумать в связи с этим вывод, к которому нужно привести учащихся. Приступая к планированию выступления, учитель уже имеет определённый материал, намечая план его подачи, он уточняет отдельные детали, обращается к фактам.

Таким образом, готовясь к выступлению, если учитель точно представляет детям единство компонентов, он становится примером для учащихся, и тогда дети самостоятельно могут построить ответ на уроке, приготовит одноклассникам какое-либо интересное сообщение и т. д.

Чтобы подготовиться к успешному обучению детей в начальной школе, чтобы развивать их речь, я и выбрала тему «Логика и композиция устного выступления».

Цель моего исследования: теоретически обосновать и методически разработать подходы к подготовке устного выступления или устного ответа.

Предмет исследования – содержание устного выступления.

Объект моего исследования – текст.

При работе над темой моей курсовой работы я пыталась решить следующие задачи:

Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и педагогической практике.

Разработать фрагменты уроков по обучению устному выступлению в начальных классах.

Составить рекомендации по формированию навыков устных выступлений учащихся для учителей начальных классов.

Для реализации цели и задач исследования в работе я применяла комплекс методов:

- теоретический анализ научно-методической литературы;

- метод педагогического моделирования.


Смотрите также::

Основные компоненты педагогического искусства
Педагогическое искусство, эффективность обучения и воспитания требуют, чтобы в отношениях между педагогами и детьми господствовала деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность. Успех в делах рождает психологическую совместимость, уверенность в силах, закрепляет положительны ...

Цели и задачи опытно-практической работы
Изучив теоретические основы организации лексической работы с детьми младшего школьного возраста, можно сделать вывод о том, что необходимо систематически проводить работу со словом как на уроках русского языка и литературы, так и на других уроках в начальной школе. Целью практической работы явилась ...

Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков
Овладение любой профессиональной деятельностью немыслимо в отрыве от усвоения ее нормативной структуры. Используя структурные еди-ницы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модель формирования двигательных умений и навыков, которая будет раскрывать психологические изменения в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru