Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения

Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения

При отборе содержания начального курса русского языка выдвигается главная задача обучения – развитие речи детей. Учащиеся не умеют правильно говорить: строить связный текст, рассуждать, доказывать. В современной жизни удельный вес устной речи значительно больше по сравнению с письменной. Нужно развивать у детей умение высказываться связно, а этому надо их специально обучать.

В.В.Виноградов сказал, что «свободное владение формами монологической речи – искусство».

Искренне, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их сильнее, чем самое яркое письменное слово. Живой голос человека – могучее средство воздействия людей друг на друга. Любой лектор, оратор, учитель, ученик – это творец, причём он творит в присутствии слушателей при их воздействии на говорящего. Поэтому устное выступление – это большой труд не только для говорящего, но и для слушающего. Сложность выступления зависит от содержания, от того, каким будет выступление по эмоциональной окраске, от того, какими источниками «питается» эта тональность, от того, откуда рождается интонационная выразительность. Об этом я как учитель должна помнить всегда, потому что монологическая речь учителя служит важнейшим стимулом для развития и формирования навыков связной монологической речи учащихся.

Устная речь учителя может иметь разные формы, но она всегда должна представлять собой единство следующих компонентов:

содержания,

плана подачи материала,

его словесного оформления,

способов, приёмов произношения.

Первое требование к учителю – определить тему для выступления и продумать в связи с этим вывод, к которому нужно привести учащихся. Приступая к планированию выступления, учитель уже имеет определённый материал, намечая план его подачи, он уточняет отдельные детали, обращается к фактам.

Таким образом, готовясь к выступлению, если учитель точно представляет детям единство компонентов, он становится примером для учащихся, и тогда дети самостоятельно могут построить ответ на уроке, приготовит одноклассникам какое-либо интересное сообщение и т. д.

Чтобы подготовиться к успешному обучению детей в начальной школе, чтобы развивать их речь, я и выбрала тему «Логика и композиция устного выступления».

Цель моего исследования: теоретически обосновать и методически разработать подходы к подготовке устного выступления или устного ответа.

Предмет исследования – содержание устного выступления.

Объект моего исследования – текст.

При работе над темой моей курсовой работы я пыталась решить следующие задачи:

Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и педагогической практике.

Разработать фрагменты уроков по обучению устному выступлению в начальных классах.

Составить рекомендации по формированию навыков устных выступлений учащихся для учителей начальных классов.

Для реализации цели и задач исследования в работе я применяла комплекс методов:

- теоретический анализ научно-методической литературы;

- метод педагогического моделирования.


Смотрите также::

Планировка учебного класса для подготовки ЭВМ
1. Место инструктора 2. Центральный блок хранения учебных элементов 3. Центральное место хранение инструментов 4. Экран доска 5. Рабочее место учащегося 6. Ксерокс 7. Сканер 8. Принтер Учебный элемент Наименование: Создание графических изображений с помощью редактора Paint. Профессиональная область ...

Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...

Воображение и творчество
Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru