При отборе содержания начального курса русского языка выдвигается главная задача обучения – развитие речи детей. Учащиеся не умеют правильно говорить: строить связный текст, рассуждать, доказывать. В современной жизни удельный вес устной речи значительно больше по сравнению с письменной. Нужно развивать у детей умение высказываться связно, а этому надо их специально обучать.
В.В.Виноградов сказал, что «свободное владение формами монологической речи – искусство».
Искренне, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их сильнее, чем самое яркое письменное слово. Живой голос человека – могучее средство воздействия людей друг на друга. Любой лектор, оратор, учитель, ученик – это творец, причём он творит в присутствии слушателей при их воздействии на говорящего. Поэтому устное выступление – это большой труд не только для говорящего, но и для слушающего. Сложность выступления зависит от содержания, от того, каким будет выступление по эмоциональной окраске, от того, какими источниками «питается» эта тональность, от того, откуда рождается интонационная выразительность. Об этом я как учитель должна помнить всегда, потому что монологическая речь учителя служит важнейшим стимулом для развития и формирования навыков связной монологической речи учащихся.
Устная речь учителя может иметь разные формы, но она всегда должна представлять собой единство следующих компонентов:
содержания,
плана подачи материала,
его словесного оформления,
способов, приёмов произношения.
Первое требование к учителю – определить тему для выступления и продумать в связи с этим вывод, к которому нужно привести учащихся. Приступая к планированию выступления, учитель уже имеет определённый материал, намечая план его подачи, он уточняет отдельные детали, обращается к фактам.
Таким образом, готовясь к выступлению, если учитель точно представляет детям единство компонентов, он становится примером для учащихся, и тогда дети самостоятельно могут построить ответ на уроке, приготовит одноклассникам какое-либо интересное сообщение и т. д.
Чтобы подготовиться к успешному обучению детей в начальной школе, чтобы развивать их речь, я и выбрала тему «Логика и композиция устного выступления».
Цель моего исследования: теоретически обосновать и методически разработать подходы к подготовке устного выступления или устного ответа.
Предмет исследования – содержание устного выступления.
Объект моего исследования – текст.
При работе над темой моей курсовой работы я пыталась решить следующие задачи:
Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и педагогической практике.
Разработать фрагменты уроков по обучению устному выступлению в начальных классах.
Составить рекомендации по формированию навыков устных выступлений учащихся для учителей начальных классов.
Для реализации цели и задач исследования в работе я применяла комплекс методов:
- теоретический анализ научно-методической литературы;
- метод педагогического моделирования.
Смотрите также::
Ошибки и оговорки в речи спортивных комментаторов
Ни для кого не секрет, что во время спортивных репортажей в речи комментаторов встречаются различного рода оговорки, некоторые из них потом становятся крылатыми фразами. Да и сам стиль комментирования способен создать у человека определенное представление о личности комментатора и определенное отно ...
Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и
зарубежных психологов
В раннем юношеском возрасте происходят большие изменения в организме и внешности молодых людей, связанные с половым созреванием; происходит усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юнош ...
Интерферениция света
Прежде чем рассматривать интерференцию света, в учебнике Мякишева рассмотрено подробно сложение волн, образующихся на поверхности воды, рисунок (75). Этот рисунок наглядно изображает явление интерференции, чем облегчает понимание данной темы учащимися школ. В других учебных пособиях подобных рисунк ...