Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения осуществляется в следующей последовательности:
1. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в конце предложения. (Это мой стол).2. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в середине предложения. (Саша купил книгу).3. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в начале предложения. (Папа ходил в магазин).4. Проговаривание предложений со сменой интонационного центра. Мама купила яблоки. - Скажи, что мама купила яблоки, а не папа. - Скажи, что мама купила, а не собрала. - Скажи, что купила яблоки, а не груши.
Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедом, повторяют ха ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.
Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.
Резкое повышение тона в односложном слове:
Твой? - твой сок? Суп? - твой суп? Нос? - это нос?
Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:
Солдаты? - там солдаты? Снежинки? - летят снежинки?
Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:
Этот? - этот сад? Очень? - очень вкусно?
Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:
Письмо? - вам письмо? Далеко? - тебе далеко?
Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:
Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?
Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.
Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:
Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет?
Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:
Тебе сколько лет? Ты что будешь есть?
Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно).
Работа над интонацией восклицательного предложения.
Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой: Какая она красавица! Это же мама! Доброе утро! и т.д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, просительности): За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку! и его сокращение: Смотри! Начинай работу! И т.д.
В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логическом главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
Смотрите также::
Использование методики развития мелкой моторики на
формирующем этапе эксперимента
Результаты констатирующего эксперимента определили задачи, содержание и цель формирующего эксперимента, основной целью которого была проверка организационно-педагогической модели и педагогических условий эффективного развития мелкой моторики младших школьников в условиях дополнительной системы обра ...
Содержание коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме
Система помощи лицам с аутизмом начала впервые формироваться в США и Западной Европе в середине 60-х гг. Нужно, однако отметить, что первая в Европе школа для аутичных детей - Sotienskole – начала функционировать в Дании в 1920 году, когда ни в психиатрии, ни в специальной педагогике понятие «детск ...
Произвольное внимание как одно из центральных новообразований младшего
школьного периода и другие психические функции у младшего школьника
Безусловно, учебная деятельность требует усидчивости, организации своего времени, аккуратности, ответственности и, конечно, внимания. Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Тогда как у дошкольников преобладало непроизвольное внимание, естественно, перв ...