Новое в педагогике » Социальная ответственность педагогов

Социальная ответственность педагогов

Страница 5

Обращение к науке предопределяет непредвзятую, корректную, аргументированную оценку модернизационных предложений и проводимых на их основе преобразовательных акций и, следовательно, ответственную профессиональную позицию. В связи с этим остро встает вопрос о профессиональной компетентности педагогов-практиков, дефицит которой очевиден. К сожалению, нельзя признать, что обоснование инновационных идей и действий в образовательной практике исключительно на ценностно-рациональной основе вошло в традицию российского педагогического сообщества. Так, легко обнаружить, что вся общественно-педагогическая риторика последних лет по поводу проводимых в образовании реформ сводится к вопросам ЕГЭ, приема абитуриентов в вузы, техники сдачи вступительных экзаменов, определения достоинств и недостатков тестирования, характеристик болонской модели подготовки специалистов, в частности креднтно-зачетной системы и т.п., в то время как смыслы и ценностно-целевые ориентиры изменений в сфере национального образования почти не обсуждаются. Также нельзя утверждать, что публичные оценки управленческих решений, направленных на модернизацию отечественного образования, со стороны представителей педагогической практики носят массовый характер и оказывают заметное влияние на образовательную политику. По-настоящему профессиональных и ярких выступлении педагогов-практиков в печати, па радио, телевидении, крупных конференциях, семинарах слишком мало, чтобы можно было говорить о педагогическом сообществе как серьезной формации, в равной степени способной оказать сопротивление волюнтаристским, необдуманным и разрушительным проектам и поддержку нарождающимся прогрессивным тенденциям. (К немногочисленной когорте "публичных" педагогов можно отнести Е. Бунимовнча, А. Адамского, Ю. Афанасьева.) Но именно это обстоятельство в большей степени актуализирует выполнение педагогами-практиками рассматриваемой социальной функции. Залогом успешности ее реализации выступает основательная гуманитарная и обязательно — теоретическая педагогическая - подготовка практических работников сферы образования. (К слову сказать, все названные выше педагоги-общественники — первоклассные профессионалы.) Только при этом условии можно профессионально отвечать па вызовы современности, давая компетентные, социально значимые оценки проводимым в образовании реформам.

4. Сохранение аипитомии и независимости инновационных инициатив.

Выполнение этой функции требует от педагогов проявления не только социальной активности и гражданской позиции, но личного мужества и терпения. Нужны твердый характер, способность каждодневно вести напряженную деловую и эмоциональную жизнь, неустанно "воспроизводить" себя даже в самых неблагоприятных обстоятельствах, отстаивать своп идеи, идти "до конца" в выбранном направлении. Такие качества были необходимы и в иное время. Об этом красноречиво свидетельствуют истории создания хорошо известных педагогических систем и биографии их авторов: С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлипского, В.А. Караковского, Д.Б. Кабалевского и др. Однако не менее трудно продвигать свои идеи и проекты современным новаторам. Новое, если оно прогрессивно, всегда пробивает себе дорогу с трудом, встречая естественное сопротивление консервативно мыслящего профессионального сообщества, то и дело наталкиваясь па препятствия, на инерцию устаревших взглядов, установок и традиций. Очень значим опыт некоторых вузов и педагогических кафедр по преодолению педагогического нигилизма, приводящего к исключению из содержания итоговой государственной аттестации профессионального, психолого-педагогического блока, ограничению ее проверкой предметной подготовки выпускников. В ряде случаев удалось вернуть педагогике и психологии законное право служить областями для проверки профессиональной готовности будущих педагогов па "выходе" из стен педагогических институтов и университетов. Это оказалось возможным в тех образовательных учреждениях, руководителями которых являются либо профессиональные педагоги, либо педагогически ориентированные администраторы. К числу таких вузов, чей опыт по включению педагогической составляющей в содержание итоговой государственной аттестации можно поставить в пример, относятся Биробиджанская педагогическая академия, Волгоградский педагогический университет, Казанский педагогический университет, Красноярский педагогический университет, до некоторой степени — Хабаровский гуманитарный университет. Условием успешности выполнения и этой функции выступает педагогический профессионализм. Он обеспечивает квалифицированное и ответственное отношение к делу одновременно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Смотрите также::

Система воспитания джентльмена в работах Дж.Локка
Известно, что многие авторы Нового времени разрабатывали гносеологию, как основу для правильной жизни (иногда гносеология и этика разрабатывались совместно, например, в работах Спинозы), то есть этика ставила некоторые задачи, которые переносили в строго гносеологическую плоскость, а затем вновь вы ...

Формирование основных умений и навыков учебной работы учащихся при изучении темы
Общий уровень умений. Учащийся должен: Иметь представление: О термодинамическом равновесии; О необратимости процессов в природе; О роли тепловых машин в жизни человека и об экологических проблемах их использования; Знать и понимать: Смысл физических понятий: термодинамическая система, адиабатный пр ...

Жизнь студентов в 60-е годы ХІХ века
Крайняя скудость материальных средств была уделом многих студентов. Некоторые из них приходили в университет за сотни верст пешком. Здесь их часто ждали полуголодная жизнь, неустроенный быт. Не на что было одеться, обуться, даже купить свечи. В.В. Берви рассказывает, что обследование материального ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru