На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу программы, мюзиклы) увеличивается и штат педагогов. Появляются собственный костюмер, дизайнер костюмов, менеджер, продюсер, финансовый директор. Хотелось бы заметить, что на первоначальных этапах формирования коллектива руководитель совмещает в себе все вышеперечисленные должности и выполняет их функции. За многолетний период исследований было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены. Чтобы осуществлять процесс педагогической деятельности в хореографическом коллективе, руководитель должен обладать следующими функциями:
1. Коммуникативная. Очень важная функция, которую педагогу необходимо формировать и развивать. Это способность педагогического общения с учащимися. Ее специфика состоит в том, что такое общение осуществляется под руководством педагога и нацелено на решение учебно-воспитательных задач. Педагогическое общение в хореографическом коллективе многообразно. Оно включает в себя и непосредственное отношение педагога к учащимся и учащихся между собой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях общение педагога с учащимися устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других – в процессе обсуждения конкурсов и соревнований. 2. Организационная функция. Педагогу также необходимо иметь и организаторские способности. Прежде всего, они сказываются в умении планировать свою деятельность, в которой воедино слита его профессионально-хореографическая и психологическая подготовленность. В плане должны чередоваться различные компоненты работы с учащимися; от интенсивных нагрузок до небольших пауз отдыха. Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у учащихся чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное.
Организаторские способности педагога непосредственно влияют на эффективность каждого учебного занятия и всего процесса обучения в целом. В самом деле, если, например, педагог – прекрасный исполнитель танцев и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, то его занятия могут оказаться малопродуктивным.
Чтобы добиваться успехов в осуществлении поставленных целей и быть готовым к преодолению трудностей, возникающих в учебном процессе, педагог должен вырабатывать у себя необходимые волевые качества. Воля педагога проявляется в его целеустремленности, настойчивости и упорстве в работе по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства. Не менее важное волевое качество – умение владеть собой. Оно проявляется в том, что даже при создавшихся неприятных обстоятельствах (например, учащийся в присутствии всего коллектива выражает недовольство чем-либо) педагог обладает выдержкой и терпением, и это помогает ему успешно справиться с возникшими затруднениями.
Педагогический процесс в любом коллективе — производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом — специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.
Не является исключением в этом отношении и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого — искусство, а основная цель — формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей народа. В самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.
Смотрите также::
Влияние среды на личность
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Че ...
Этапы формирования просодической стороны речи у детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи детям в общении с другими людьми, обучения произвольному и эффективному использованию всех имеющихся в русском языке выразительных средств устной речи. Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптиров ...
Функции воображения и его развитие
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что челове ...