Вызов современности ставит научных работников в области педагогики перед необходимостью публичных выступлений в СМИ, в научных, публицистических и научно-публицистических изданиях, па конференциях, в дискуссиях о ходе реформы образования в стране, о ценностных обоснованиях разрабатываемых образовательных проектов в контексте повой социокультурной реальности и новых ценностей в обществе. Содержание рассматриваемой функции не ограничивается предъявлением сообществу новых ценностей, но предполагает разъяснение людям того, что происходит в первую очередь в сфере образования, а через нее — в пашем обществе, разъяснение того, что мешает, и того, что способствует прогрессу.
2. Зондировании общественного мнения. Попытки предлагать инновационные мероприятия без знания общественного мнения, выявления па этой основе потенциальных заказчиков и адресатов и без учета их ценностно-целевых ориентации в этой сфере, равно как и в других, бесперспективны. Именно поэтому реформа в образовании то и дело пробуксовывает. Поэтому, чтобы добиться успеха в деле модернизации образования, нужно принимать в расчет ценности всех вовлеченных в инновационные мероприятия групп и научиться извлекать из них позитивное содержание,
Зондирование общественного мнения тесно связано с распространением среди населения системы ценностей, ориентированных па прогресс образования и общества.
3. Демонстрация достижений педагогической пауки. Только изучать общественное мнение недостаточно. Не меньшее значение имеет и его формирование. Большими возможностями влияния на общественное мнение обладают радио, телевидение, пресса, в слабой степени используемые учеными-педагогами. Очевидно, исследователям в области образования нужно смелее лоббировать интересы общества, образования и педагогической пауки, тем более, что у педагогики есть для этого необходимые культурные ресурсы. Сегодня для нас мог бы быть поучительным опыт прошлых лет, когда активно функционировало издательство "Знание", под эгидой которого регулярно и длительное время выходили в свет популярные брошюры рубрик "Педагогика и психология" и "Педагогический факультет".
4. Защита педагогического сознания от мифологизации. Для начала определим исходное понятие — понятие мифологизации. Вслед за Е.Л. Чертковой под мифологизацией будем иметь в виду конструирование или фабрикацию нужного результата и представление его в наукообразной форме. Между тем, своим происхождением миф может быть обязан как научному, так и обыденному сознанию. Педагогическое сознание довольно богато мифологическими представлениями. В житейской практике россиян до сих пор распространены такие мифы о воспитании и образовании, как "хороший ребенок — это послушный ребенок", "непослушный ребенок — плохой, упрямый", "ребенок должен слушаться взрослых!", "родители {учителя, начальники) знают лучше", "хорошее образование — основа и гарантия обеспеченной и счастливой жизни", "родители должны жить только ради своих детей, думать о себе — эгоистично и непозволительно" и пр. В основе мифотворчества — острый конфликт между желаемым и действительным, который не находит позитивного разрешения. Не обнаруживая реалистических стратегий собственной деятельности, человек замещает их ориентирами, лежащими в иррациональной плоскости. По этой причине подобные приведенным выше сентенции проникают и в педагогическую науку сквозь "щели" в ее рациональном фундаменте.
Смотрите также::
Развитие образного мышления
Развитие образного мышления означает переход человека на более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению с тем уровнем, на котором он раньше находился. Одной из наиболее известных теорий развития мышления человека является теория, разработанная Ж. Пиаже. Развитее образного мышления мо ...
Британские традиции семейного воспитания
Таким, как описано выше, представляли себе джентльмена в обществе, породившем это понятие. Какие же требования к джентльмену сохранились к началу нашего столетия? В определении понятия "джентльмен" поначалу на первом месте стоит происхождение, генеалогическое древо, право на имение герба. ...
Подобие прямоугольных треугольников
В повседневной жизни встречаются предметы одинаковой формы, но разных размеров, например, футбольный и теннисный мячи, круглая тарелка и большое круглое блюдо. В геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными. Введём понятие подобных треугольников. Пусть у двух треугольников ABC и A1B ...