Новое в педагогике » Социальная ответственность педагогов

Социальная ответственность педагогов

Страница 7

Специфика постклассической рациональности заставляет кардинально пересмотреть и роль субъекта научного познания по сравнению с "классикой", Путсиодным понятием здесь также может послужить категория ответственности. В классической концепции рациональности субъект поставлен в познавательную ситуацию, защищающую его от принципиальных ошибок статусом научного знания. Но именно в этом стремлении отказаться от свободы, застраховать себя от риска и ответственности, переложив последнюю на авторитет заданных норм и критериев, находится источник для непрекращающейся критики классического рационального когнитивизма, имеющей давнюю историю.

Все сказанное выше позволяет представить функцию трансмиссии социальных норм как работу гражданского сознания педагогов (практиков и теоретиков), их воли и деятельности по освоению рефлексии над ценностными основаниями социального опыта (не исключая и опыт личный), их усвоению и закреплению в структуре собственной личности. Только так можно придать этому процессу осознанность, целевую направленность и педагогическую содержательность. Проще говоря, это означает, что обязанностью педагога становится непрерывное самосовершенствование всех его профессиональных и человеческих качеств с последующим "присвоением" их новыми поколениями.

С позиций нового мышления включение ответственности в перечень профессиональных качеств личности педагога существенно изменяет ее тип. Если классическим стилем мышления была предопределена ответственность ретроспективного типа (наступающая позже совершенного действия), то нарождающийся неклассический стиль инициирует ответственность перспективного типа (проектирующую определенные моральные обязательства).

После подробного комментария общей для всех категорий педагогов и основополагающей функции трансмиссии социальных норм не составит большого труда вычленить социальные функции ученых-педагогов.

1. Распространение среди населения системы ценностей, ориентированных на прогресс образования и общества. Актуализация этой функции обусловлена следующими обстоятельствами. Современное российское образование находится в состоянии перманентного инновационного поиска. Педагогические инновации существовали и в прежние времена, но образовательная реформа резко повысила их количество и масштаб. Отделять проблемы реформирования образования от проблем реформирования общества в целом, в других его подсистемах, — занятие малопродуктивное и неперспективное. Б.С. Гершунский справедливо заметил; "Школа и общество неотделимы. Это — одна система, и истинные масштабы этой системы нами пока еще не осознаются сполна. Отсюда и наивные даже по своему замыслу попытки реформировать, трансформировать, стандартизировать, дифференцировать, деполитизировать, патриотизировать и т.д., и т.п. систему образования в одной отдельно взятой стране, регионе, штате или школе в надежде па решение каких-то локальных, собственно образовательных или воспитательных задач вне решения задач более общих, глобальных, общественных, цивилизационных .". Другой вывод, логично вытекающий из предыдущего контекста, заключается в том, что реформирование образования требует массового распространения системы ценностей, ориентированных на прогресс образования и общества.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Смотрите также::

Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания
Основной сферой деятельности детей до 7—8 лет является игра. Как важное средство воспитания, она значительное место занимает и в народной педагогике: « .Игры для детей — серьезное занятие, своего рода уроки, готовящие к труду . Игровая деятельность порою сливается с трудовыми праздниками и входит, ...

Общая характеристика коммуникативного метода
Поскольку категории относятся к разряду наиболее широких понятий, практически всеобъемлющих, то «коммуникативность» должна быть показана в ее отношении ко всем основным сторонам учебного процесса. Это поможет определить содержание принципов коммуникативного метода, а следовательно, и сформулировать ...

Дополнительные формы организации педагогического процесса
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствован ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru