Новое в педагогике » Социальная ответственность педагогов

Социальная ответственность педагогов

Страница 1

Социальная роль российских педагогов в современную эпоху особая. Она определяется следующими обстоятельствами.

Российское общество в течение последних 15—20 лет с переменным успехом осуществляет длительный и сложный процесс изменений своего жизнеустройства, по замыслу изначально ориентированный на демократические преобразования. Понятно, между желаемым и действительным — дистанция немалого размера, которая может увеличиваться и сокращаться. Однако одно необратимо — кардинальные изменения в педагогическом сознании. Представление о целях современного образования предполагает по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, приобщение се к активному участию в жизни, соединение бытия каждого отдельного человека с культурой.

В тоталитарном обществе, возможность возвращения в которое для нынешней России представляет отнюдь не виртуальную опасность, нет потребности в культурном, широко образованном человеке. Здесь необходим специалист, который смог бы выполнить конкретную, предложенную ему задачу. Он — деталь огромного механизма с соответствующей функцией. Малообразованный человек становится объектом социальных манипуляций. Он легко управляем. Образованный же человек способен понять не только слова, произносимые власть имущими, по и реальные последствия их действий.

Таким людям трудно навязать любое решение, угодное его принимающим. Демократические свободы, как показала жизнь, только тогда могут приносить ощутимые плоды и для человека, и для общества в целом, когда опираются на высокую компетентность личности. Вот почему в демократическом обществе от каждого требуется универсальное образование, которое позволяло бы человеку вести достойную жизнь, а не выступать в качестве объекта различного рода манипуляций.

В связи с этим важнейшая задача системы образования заключается в том, чтобы предоставить любому учащемуся широкие возможности для выбора собственной образовательной траектории, научить его свободно двигаться в пространстве идей, развить его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир, стать полноценным гражданином страны.

Подобное понимание новых целевых ориентиров нашло отражение Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где сказано, что школа — в широком смысле этого слова — должна быть важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Результат гуманистической направленности педагогического процесса — "современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".

Ответственность не случайно мыслится в числе желаемых, проектируемых качеств воспитанников: здесь просматриваются определенные стратегии. Дело в том, что ответственность — сущностная характеристика личности в культуре европейского типа, связанная с такими ее важнейшими чертами, как свобода и деятельность. Это проявляется прежде всего в отношении к человеку как свободной творческой личности, реализующей себя па протяжении всей жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Сходство и различие между понятиями “подход к обучению” и “метод обучения”
История методики преподавания иностранных языков за рубежом и в нашей стране, появление и развитие новых методов обучения языку в школе и вузе всегда были самым тесным образом связаны с новыми тенденциями в лингвистике, психологии и педагогике. Данные этих базисных для методики наук коренным образо ...

Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений
В работах многих исследователей (А.В.Семенович, Т.А.Павлова, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, С.О.Умрихин и др.) делается правомерный вывод о том, что пространственно – временные представления лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Как показывают ...

Принцип сознательности и активности
Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславлива ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru