Крушение авторитарно-бюрократической социальной системы в нашей стране открыло дорог)' массовой инновационной деятельности, ориентированной па прогресс. Педагогическое проектирование за годы реформ стало одним из значимых видов профессиональной деятельности. Для понимания сущности рассматриваемой социальной функции педагога и ее связи с личной ответственностью в условиях проектировочной деятельности инновационного характера принципиально важно иметь в виду, что любой проект в образовании имеет ценностную составляющую. Он возникает в определенном ценностном контексте, основывается па определенной системе ценностей и норм, выражает их явно или неявно, И одновременно формирует новые ценностные ориентации, воплощающиеся в новых регулятивах и нормах, подготавливает их социальное признание. Здесь специально следует зафиксировать важную концептуальную позицию, свойственную современности и отмечаемую В.И.Загвязинским. Образование теперь рассматривается не как отрасль, а как широкая и многофункциональная социальная сфера, призванная выполнять функции не только обучения, воспитания и развития, по и здоровьесбережения, социальной защиты, культуросбережения и культуротворчества, социальной стабилизации. Можно привести немало примеров того, как педагогические инновационные проекты влияют па социальную среду. Так, известный опыт Людмилы Павловны Квашко в повышении квалификации учителей Черниговского района Приморского края, основанный па вовлечении педагогов в проектировочную деятельность в условиях, способствующих личпостно-профессиональному саморазвитию специалистов, в последующем нашел применение в работе Черниговского филиала регионального общественно-политического движения "Всероссийский женский союз", в двух проектах: "Центр семейного консультирования" и "Мир в семье". В ходе их реализации жители Черниговского района получают дополнительные услуги социальной сферы. В результате этой помощи в семьях восстанавливаются нормальные отношения, дети возвращаются к родителям, родители находят взаимопонимание с детьми. Из приведенного примера хорошо видно, что зоны, нуждающиеся в инновационном преобразовании, находятся не где-то "за горизонтом", а совсем рядом, открываясь чуть более внимательному обычного взгляду.
3. Публичная оценка инновационных идей и мероприятий.
Казалось бы, суть этой функции очевидна и не нуждается в особых комментариях. Понятно, что речь идет об определении значимости инновационных предложений для модернизации отечественного образования, продуктивности и эффективности их воплощения и об артикуляции взглядов представителей педагогической практики в общественно-педагогической среде. Конечной целью оценок инновационных действий должно быть их соответствие исторической тенденции преодоления безнадежно устаревших форм, методов, содержательных и ценностно-смысловых основ образования. Резонно полагать, что суждения педагогов-практиков: учителей, преподавателей, директоров школ или ректоров вузов, не из вторичных источников знающих о проблемах в своей области профессиональной деятельности и о проводимой в стране образовательной политике, полезно услышать чиновникам всех уровней и ветвей власти, принимающим решения, предопределяющие формы и содержание модернизации образования в повой России. Но не все так просто. Оценка бывает как непосредственно-эмоциональной, так и рациональной. Если ценность рационального мышления для модернизирующегося общества и образования как его подсистемы не вызывает сомнений, то ценностные отношения людей к миру во всех их проявлениях отнюдь не бесспорны. Ведь для пас не всякая эмоция есть ценность. Отрицательные чувства отнюдь не ценны. Не любой вкус — ценность: вкусы (в том числе и профессионально-педагогические) могут быть и дурными. Поэтому человеческие эмоции не могут служить надежным средством оценки образовательной деятельности, способов и механизмов ее совершенствования. Критериями, с пашей точки зрения, должны выступать педагогическая паука и общественные идеалы,
Смотрите также::
Требования к современному уроку географии
Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. Урок нельзя рассматривать только как форму пере ...
Педагогические условия развития коммуникативных
способностей первоклассников в процессе образования
В данном параграфе нами были рассмотрены педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования. Согласно гипотезе нашего исследования, а также результатам теоретической разработки проблемы развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе ...
Творческие способности детей в музыкальной деятельности и условия для их
развития
Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака: Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, к ...