Не ставя в данной статье цели специально рассмотреть проблему профессиональной подготовки будущих педагогов, отметим лишь, что профессиональное педагогическое образование закладывает тот фундамент, который поддерживает устойчивость и обеспечивает развитие как педагогической практики, так и пауки педагогики. Последней очерчивается второй пласт заявленной памп темы, Роль образования в жизни отдельно взятого человека и общества в целом велика и многогранна. Это обстоятельство налагает на педагогику повышенные обязательства в части решения такой универсальной научной задачи, как производство достоверного научного знания о мире, в нашем случае — о педагогической действительности, охватывая своими исследованиями все образовательное пространство страны и проводя их на высоком по качеству уровне. Однако качество педагогических исследований в массе своей оставляет желать лучшего, и об этом уже достаточно много написано. При этом в многочисленных и справедливых претензиях к уровню научной работы в области педагогики критиками выпущен из виду такой немаловажный момент: слабая степень теоретичности педагогического знания негативным образом сказывается на выполнении педагогической наукой не только своих когнитивных, но и социальных функций.
Общей для педагогов-теоретиков и педагогов-практиков, ключевой для понимания всех предписываемых им социальных функций является трансмиссия социальных норм. Трансмиссия (термин В.Д.Плахова) — это процесс, совершающийся посредством индивидуально-психических механизмов познания деятельности субъекта. Она может быть представлена в рамках жизнедеятельности отдельного индивида как последовательный переход нормы из экстрасубъективпого в интрасубъективное состояние, а затем снова в экстрасубъективное.
В научном сознании в настоящее время происходят сдвиги от классической модели рациональности к ее современным постклассическим формам (неклассическая и постнеклассическая рациональность в терминологии В.С.Степина). Не станем вдаваться в их подробное описание. Для нас принципиально важно отметить, что развитие позиции современной посткласснческой рациональности (в терминологии М.С.Кагана) связано с расширением и углублением представлений о характере исходных установок и предпосылок научно-познавательной деятельности, с выходом их анализа за рамки так называемого чистого разума, т.е. обусловленности познавательных установок всем многообразием внешних и внутренних факторов человеческой субъективности. Сдвиги в понимании рациональности и современной ситуации приводят к тому, что в предмет рефлексии над основаниями научного поиска, по удачному наблюдению В.С.Швырева, входит социальное действие. В этой ситуации познание становится частной формой социального действия и указанное выше противоречие между познанием, образованием и жизнью преодолевается. Утверждение же опасности отрыва познавательной (равно самообразовательной) деятельности от жизни личности лишается оснований, поскольку социальное действие — это не что иное, как организация работы в ориентации на другого. Личность человека существует только в отношениях и взаимоотношениях с другими людьми.
Становится очевидным, что в складывающейся ныне постнеклассической рациональности и сами социальные нормы, и механизм их движения в обществе получают новые смысловые акценты. Ценностные представления о должном, закрепленные в статусе общественных норм, несут в себе новую меру всех вещей — человеческое измерение познания и деятельности. Их распространение и "приживление" в обществе закономерно и не в последнюю очередь зависит от того, в какой мере они будут восприняты и "присвоены" педагогами. В этом деле роль работников пауки и практики образования трудно переоценить. 1£е исполнение неотделимо от процесса развития педагогического профессионализма па уровне личности (следует обратить внимание: именно процесса, а недостигнутого уровня, так как профессионализм характеризует динамическое, а по статическое состояние человека!). Подчеркнем также, что траектория развития профессионализма во многом зависит от самого человека, от его отношений к себе и к миру, к другим людям, к избранному делу. Вместе с тем нельзя игнорировать особенности исторического времени и его требования. Новыми социокультурными условиями инициированы новые свойства профессионального самосознания педагогов — субъектов практической педагогической деятельности: рефлексивность, критичность, ответственность, диалогичность.
Смотрите также::
История Болонского процесса
Объединение высшей школы в европейских странах назрело еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в ...
Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации
художественного произведения
На втором этапе эксперимента экспертной комиссией было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста комиссия руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художе ...
История развития работы с соломой
Солома, сухие стебли хлебных злаков – прекрасный материал, который после определенной обработки пригоден для изготовления самых разнообразных изделий. Из ровной, немятой соломы плетут плоские (маты, шторы, половики) и объемные (корзины, шляпы и др.) предметы, выполняют аппликации и инкрустации. Сол ...