Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся

Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся

Страница 7

Примечание: жирным выделено - наличие корреляционной связи.

Таким образом, мы можем видеть, что полностью отсутствует зависимость между шкалой "Дидактическая компетентность" и всеми остальными шкалами. Это позволяет говорить о том, что знание преподавателем своего предмета не является фактором влияющим на положительную оценку его деятельности. И наоборот, низкая оценка по этому фактору не влияет на оценку эффективности деятельности преподавателя. Мы предполагаем, в таком случае, наличие других факторов, влияющих на оценку студентами эффективности деятельности и общения преподавателя, в большей степени. Здесь возникает вопрос о соотношении личностного и профессионального в педагоге, в связи с чем представляется интересным исследовать характеристики личности и выявить влияния их на эффективность общения и деятельности преподавателя.

Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, нами было проведено тестирование личности преподавателей по многофакторному опроснику Кеттелла.

Результаты полученные при изучении личностных особенностей преподавателей позволили построить усредненные профили по тесту Кеттелла обеих групп и выявить наиболее значимые различия по некоторым факторам. (рис. 3)

Рис. 3. Усредненные групповые профили личности по тесту Кеттелла

Таким образом, мы считаем, что профиль группы 1, может рассматриваться нами как " усредненный профиль успешного преподавателя".

Далее мы сравнили средние величины групповых профилей, используя t- критерий Стьюдента, для выявления статистически значимых различий. (Таблица 5)

Таблица 5

Сравнение выборочных средних величин 1 и 2 группы

Фактор

Значение показателя t-критерия Стьюдента

Статистическая значимость

Вероятность допустимой ошибки (Р)

A

2,67

+

0,01

B

1,4

-

C

1,5

-

E

2

-

F

7

+

0,001

G

2,5

+

0,05

H

5,25

+

0,001

I

1,14

-

L

3,25

+

0,01

M

1,5

-

N

0,5

-

O

6

+

0,001

Q1

10

+

0,001

Q2

2

-

Q3

0,25

-

Q4

5

+

0,001

Таким образом, нами были выявлены статистически значимые различия по следующим факторам:

Фактор A - «замкнутость — общительность»

Фактор F - «сдержанность — экспрессивность»

Фактор G - «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения»

Фактор H - «робость — смелость»

Фактор L - «доверчивость — подозрительность»

Фактор O - «уверенность в себе — тревожность»

Фактор Q1 - «консерватизм — радикализм»

Фактор Q4 - «расслабленность — напряженность»

Наиболее значимые различия (с вероятностью ошибки 0,001) выявлены по факторам F, H, O, Q1, Q4 .

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Смотрите также::

Программа формирования экономической культуры младших школьников
Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников. Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экон ...

Здоровый образ жизни как целостная система
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. При этом ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в о ...

Проявление педагогического творчества
Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учит ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru