Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся

Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся

Страница 7

Примечание: жирным выделено - наличие корреляционной связи.

Таким образом, мы можем видеть, что полностью отсутствует зависимость между шкалой "Дидактическая компетентность" и всеми остальными шкалами. Это позволяет говорить о том, что знание преподавателем своего предмета не является фактором влияющим на положительную оценку его деятельности. И наоборот, низкая оценка по этому фактору не влияет на оценку эффективности деятельности преподавателя. Мы предполагаем, в таком случае, наличие других факторов, влияющих на оценку студентами эффективности деятельности и общения преподавателя, в большей степени. Здесь возникает вопрос о соотношении личностного и профессионального в педагоге, в связи с чем представляется интересным исследовать характеристики личности и выявить влияния их на эффективность общения и деятельности преподавателя.

Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, нами было проведено тестирование личности преподавателей по многофакторному опроснику Кеттелла.

Результаты полученные при изучении личностных особенностей преподавателей позволили построить усредненные профили по тесту Кеттелла обеих групп и выявить наиболее значимые различия по некоторым факторам. (рис. 3)

Рис. 3. Усредненные групповые профили личности по тесту Кеттелла

Таким образом, мы считаем, что профиль группы 1, может рассматриваться нами как " усредненный профиль успешного преподавателя".

Далее мы сравнили средние величины групповых профилей, используя t- критерий Стьюдента, для выявления статистически значимых различий. (Таблица 5)

Таблица 5

Сравнение выборочных средних величин 1 и 2 группы

Фактор

Значение показателя t-критерия Стьюдента

Статистическая значимость

Вероятность допустимой ошибки (Р)

A

2,67

+

0,01

B

1,4

-

C

1,5

-

E

2

-

F

7

+

0,001

G

2,5

+

0,05

H

5,25

+

0,001

I

1,14

-

L

3,25

+

0,01

M

1,5

-

N

0,5

-

O

6

+

0,001

Q1

10

+

0,001

Q2

2

-

Q3

0,25

-

Q4

5

+

0,001

Таким образом, нами были выявлены статистически значимые различия по следующим факторам:

Фактор A - «замкнутость — общительность»

Фактор F - «сдержанность — экспрессивность»

Фактор G - «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения»

Фактор H - «робость — смелость»

Фактор L - «доверчивость — подозрительность»

Фактор O - «уверенность в себе — тревожность»

Фактор Q1 - «консерватизм — радикализм»

Фактор Q4 - «расслабленность — напряженность»

Наиболее значимые различия (с вероятностью ошибки 0,001) выявлены по факторам F, H, O, Q1, Q4 .

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Смотрите также::

Сотрудничество с семьями воспитанников как условие формирования представлений об экологической культуре у детей
Формирование представлений об экологической культуре, напоминает Н.А. Бирюкова - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи и образовательного учреждения, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Приступая к работе с с ...

Формы организации педагогического процесса
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающ ...

Понятие общения как социально - психологического феномена
Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. В определенном смысле и педагогическую психологию можно рассматривать целиком через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспита ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru