Примечание: жирным выделено - наличие корреляционной связи.
Таким образом, мы можем видеть, что полностью отсутствует зависимость между шкалой "Дидактическая компетентность" и всеми остальными шкалами. Это позволяет говорить о том, что знание преподавателем своего предмета не является фактором влияющим на положительную оценку его деятельности. И наоборот, низкая оценка по этому фактору не влияет на оценку эффективности деятельности преподавателя. Мы предполагаем, в таком случае, наличие других факторов, влияющих на оценку студентами эффективности деятельности и общения преподавателя, в большей степени. Здесь возникает вопрос о соотношении личностного и профессионального в педагоге, в связи с чем представляется интересным исследовать характеристики личности и выявить влияния их на эффективность общения и деятельности преподавателя.
Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, нами было проведено тестирование личности преподавателей по многофакторному опроснику Кеттелла.
Результаты полученные при изучении личностных особенностей преподавателей позволили построить усредненные профили по тесту Кеттелла обеих групп и выявить наиболее значимые различия по некоторым факторам. (рис. 3)
Рис. 3. Усредненные групповые профили личности по тесту Кеттелла
Таким образом, мы считаем, что профиль группы 1, может рассматриваться нами как " усредненный профиль успешного преподавателя".
Далее мы сравнили средние величины групповых профилей, используя t- критерий Стьюдента, для выявления статистически значимых различий. (Таблица 5)
Таблица 5
Сравнение выборочных средних величин 1 и 2 группы
Фактор |
Значение показателя t-критерия Стьюдента |
Статистическая значимость |
Вероятность допустимой ошибки (Р) |
A |
2,67 |
+ |
0,01 |
B |
1,4 |
- | |
C |
1,5 |
- | |
E |
2 |
- | |
F |
7 |
+ |
0,001 |
G |
2,5 |
+ |
0,05 |
H |
5,25 |
+ |
0,001 |
I |
1,14 |
- | |
L |
3,25 |
+ |
0,01 |
M |
1,5 |
- | |
N |
0,5 |
- | |
O |
6 |
+ |
0,001 |
Q1 |
10 |
+ |
0,001 |
Q2 |
2 |
- | |
Q3 |
0,25 |
- | |
Q4 |
5 |
+ |
0,001 |
Таким образом, нами были выявлены статистически значимые различия по следующим факторам:
Фактор A - «замкнутость — общительность»
Фактор F - «сдержанность — экспрессивность»
Фактор G - «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения»
Фактор H - «робость — смелость»
Фактор L - «доверчивость — подозрительность»
Фактор O - «уверенность в себе — тревожность»
Фактор Q1 - «консерватизм — радикализм»
Фактор Q4 - «расслабленность — напряженность»
Наиболее значимые различия (с вероятностью ошибки 0,001) выявлены по факторам F, H, O, Q1, Q4 .
Смотрите также::
Особенности обучения в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка примерно с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе ...
Головные уборы
Девушкам разрешалось находиться в обществе с непокрытой головой, в отличие от замужних женщин, для которых это было большим грехом. Истоки подобных традиций, несомненно, уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое, к которому восходит и обычай беречь косу, как сосредоточие девичьей чести, силы ...
Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения «Раннего
детского аутизма»
Ранний детский аутизм (классический аутизм или синдром Каннера) – отклонение в психическом развитии ребенка, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Главным проявлением аутизма является нарушение ...