Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Профессионально - педагогическое общение: понятие, виды, стили

Профессионально - педагогическое общение: понятие, виды, стили

Страница 1

Существуют разные подходы к определению педагогического общения. Рассмотрим некоторые из них.

А.Н. Леонтьев дает следующее определение: "Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива". Другие авторы определяют педагогическое общение: как "специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе" (С. С. Степанов), как "взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности" (К. К. Платонов). И. А. Зимняя считает, что "педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся". https://okna-152.ru окна пластиковые нижегородская область.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие цели педагогического общения: информационную, контактную, побудительную, координационную, эмотивную, понимание, установление отношений и оказание влияния. Описание перечисленных целей изложено в рис. 1.

Цели общения

Информационная

Обмен сообщениями, т. е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.

Контактная

Установление контакта как состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности

Побудительная

Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий

Координаци-онная

Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности

Понимание

Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.).

Эмотивная

Побуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний

Установление отношений

Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду

Оказание влияния

Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, активности и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Научно-методические основы организации текущего контроля по математике
Методы текущего контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. Основными методами текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: Устный опрос. Письменн ...

Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему н ...

Сущность педагогического искусства
Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убеж ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru