Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся

Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся

Страница 2

Фактор C - «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость»

Фактор E - «подчиненность — доминантность»

Фактор F - «сдержанность — экспрессивность»

Фактор G - «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения»

Фактор H - «робость — смелость»

Фактор I - «жесткость — чувствительность»

Фактор L - «доверчивость — подозрительность»

Фактор M - «практичность — развитое воображение»

Фактор N - «прямолинейность — дипломатичность»

Фактор O - «уверенность в себе — тревожность»

Фактор Q1 - «консерватизм — радикализм»

Фактор Q2 - «конформизм — нонконформизм»

Фактор Q3 - «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»

Фактор Q4 - «расслабленность — напряженность»

Фактор MD - определяет достоверность результатов тестирования

Анализ и интерпретация черт личности производится исходя из баллов, полученных по соответствующим факторам, и профиля личности испытуемых.

Наше исследование проводилось в три этапа. Первые два включали в себя тестирование студентов, с целью оценки эффективности преподавателей, выявления критериев эффективности и ранжирования преподавателей на 2 группы: более эффективных и менее эффективных.

Третьим этапом было исследование личности преподавателей, построение групповых профилей личности (1 и 2 групп), их анализ, сравнение и выявление статистически значимых различий по факторам между двумя группами.

Теперь подробнее опишем каждый из этапов исследования.

1 этап. Тестирование студентов по методике "Диагностика эффективности педагогических коммуникаций ". Тестирование студентов проходило в групповой форме. Каждому студенту было предложено оценить своих преподавателей по семи шкалам. Далее показатели по каждой из шкал складывались, образовывая сумму, значение которой представляет собой результат тестирования и поддается интерпретации. Затем мы сложили все суммы, набранные каждым преподавателем, и вывели среднее значение для каждого. Благодаря полученным результатам, мы смогли разделить всех преподавателей пополам (по 13 человек) на 2 группы (в зависимости от величины набранного балла), которые мы предположительно назвали: 1 группа - эффективные (т.е. обладающие уровнем коммуникативной компетентности выше среднего балла/медианы) и 2 группа - неэффективные (т.е. обладающих уровнем коммуникативной компетентности ниже среднего балла/медианы).

2 этап. Тестирование студентов по методике "Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя". Тестирование проходило в групповой форме. Тестируемым студентам предлагалось ответить на 12 утверждений, выбирая 1-2 вариантов ответа на каждое. Утверждения касались оценки своей работы и работы преподавателей на уроках. Каждая группа студентов оценивала своих преподавателей. (всего были оценены 26 преподавателей, тех же, что и в первом тестировании). В результате мы получили оценку преподавателей по 12 шкалам. . Для дальнейшей работы, в связи с задачами исследования, было отобрано 10 шкал : 1-Речевая компетентность преподавателя, учителя; 2- Интонационная компетентность педагога; 3 - Информативность занятия; 5- Xapaктер практической деятельности учащихся на занятиях; 6 - Продуктивность практической деятельности учащихся на данном занятии; 8 - Удовлетворенность учащихся занятиями по данному предмету; 9 - Деятельностные состояния учащихся; 10 - Направленность мыслительной деятельности учащихся; 11 - Дидактическая компетентность; 12 - Методическая компетентность преподавателя

Далее между выбранными шкалами был проведен корреляционный анализ (использовался (R S) коэффициент ранговой корреляции Спирмена), и были выявлены взаимозависимости шкал друг от друга.

Затем были выделены положительные характеристики по всем шкалам, и подсчитан процент выраженности этих характеристик у каждого преподавателя, после чего мы сравнили результаты первого и второго тестов. По итогам двух тестов мы смогли окончательно разделить преподавателей на 2 группы.

3 этап. Тестирование преподавателей по опроснику Р. Кеттелла

Были протестированы 1 и 2 группы преподавателей, выведены средние величины по всем факторам для каждой группы. Затем мы составили групповые профили личностей (по группам) и провели сравнение выборочных средних величин групп, для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения выборок статистически достоверно друг от друга. С этой целью мы использовали t- критерий Стьюдента.

В результате были найдены значимые различия (между 1 и 2 группой) по некоторым факторам личности, и сделаны соответствующие выводы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Диагностика грамматического строя языка детей со стертой дизартрией
Исследование состояния сформированности грамматического строя языка является диагностическим у детей со стертой дизартрией в плане установления общего недоразвития речи. Целью исследования является установление уровня сформированности синтаксического и морфологического оформления высказывания. Пред ...

Психология мыслительного процесса и его фазы
Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. с динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное само ...

Метод как многомерное явление
Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связывающее звено ме ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru