Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся

Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся

Проблема эффективности общения преподавателя и учащихся занимает одно из центральных мест в педагогической психологии. Традиционно, под педагогическим общением понимается совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Проблемы педагогического общения занимают достаточно существенное место в современных психолого-педагогических исследованиях. Однако многие проведенные исследования дают в целом неожиданный результат, а именно, говорят о том, что регистрируемые в экспериментальных работах личностные характеристики не оказывает сколько-нибудь значимого воздействия на взаимные симпатии. Это относится к таким измеряемым по стандартным тестам чертам - как экстраверсия, нейротизм, тревожность, авторитарность и т.д.. В связи с этим, нам представляется интересным, еще раз коснуться этой темы и попытаться выявить черты личности преподавателей, которые могли бы оказывать влияние на эффективность педагогического общения.

Актуальность. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально- педагогического общения. Поэтому, от личности педагога, уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры зависит, будет ли педагогическое общение эффективным и плодотворным.

Цель настоящей работы: выявление социально - психологических факторов, обуславливающих эффективность общения преподавателя и учащихся.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Провести теоретический анализ проблем эффективности общения в психолого-педагогической литературе

Выявить и проанализировать критерии эффективности педагогического общения

Изучить личностные особенности преподавателей

Выявить взаимосвязь между личностными особенностями преподавателей и эффективностью педагогического общения

Предмет исследования: Факторы эффективного педагогического общения

Объект исследования: преподаватели и студенты Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий.

Исходя из вышеизложенного, нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что личностные особенности преподавателя и студентов влияют на эффективность их общения..

При написании данной работы нами были использованы методы: анализа литературных источников, наблюдения, опроса, которые проводились по методикам:

"Диагностика эффективности педагогических коммуникаций" (модифицированный вариант анкеты А.А.Леонтьева);

"Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя" (Н.П. Фетискин);

"Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF" (версия С).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением надежных, валидных, апробированных методик и применением методов математической обработки данных.

Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной психолого-педагогической литературе в достаточной мере описано влияние на эффективность педагогических коммуникаций стилей педагогического общения, но недостаточно исследованы качества личности, обеспечивающие эффективность общения в системе "Преподаватель-студент".

Практическая значимость настоящей дипломной работы заключается в возможности разработки рекомендаций преподавателям АГКПТ на основании полученных результатов и проведении для них, развивающих и обучающих социально-психологических и психолого-педагогических тренингов и семинаров, с целью повышения эффективности работы преподавателей и учебно-воспитательного процесса в целом. Так же данная работа может быть использована преподавателями и психологами других учебных заведений в своей работе.


Смотрите также::

Общая характеристика коммуникативного метода
Поскольку категории относятся к разряду наиболее широких понятий, практически всеобъемлющих, то «коммуникативность» должна быть показана в ее отношении ко всем основным сторонам учебного процесса. Это поможет определить содержание принципов коммуникативного метода, а следовательно, и сформулировать ...

Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с ...

Последовательность развития чувства коллективизма у школьников
С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они и схожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия. Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или мал ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru