Вторая компонента системы требований исходит от условий, в которых предполагается использовать ПМК:
для фронтального использования;
для организации индивидуальной и групповой работы;
для организации индивидуальной управляемой или самостоятельной работы студентов;
для организации коллективной или индивидуальной методической работы;
для информационного обеспечения организационно-управленческой деятельности администрации учреждений образования.
Свой вклад в систему требований к ПМК будут вносить и иные факторы, обусловленные, в частности, субъектами рассматриваемых процессов, пользователями ПМК и т.д.
Основной задачей ПМК является предоставление учащемуся средств обучения и организации процесса обучения. При этом следует минимизировать затраты преподавателя на организацию процесса обучения, ведение консультаций и контроль таким образом, чтобы учащийся смог в процессе самостоятельной работы при общении с компьютером достичь заданного уровня знаний, умений и навыков по изучаемой учебной дисциплине. Рубежные и итоговые проверки знаний, умений и навыков остаются за преподавателем.
При этом предполагается, что:
1. Часть средств обучения может быть продублирована и представлена обучающемуся на твердых носителях (книга, методическая разработка и т.д.).
2. Общение учащегося с компьютером может носить как рекомендательный, так и обязательный характер в зависимости от этапа обучения и уровня усвоения учебного материала.
3. Процесс обучения в зависимости от предмета, формы обучения и его организации допускает возможность общения учащихся не только с преподавателем, но и между собой.
Компьютер должен являться не только источником знаний, но и средством управления познавательной деятельностью учащегося. Познавательная деятельность индивидуальна и подчинена определенным законам. Успешность усвоения предмета в значительной степени зависит от того, насколько методика изложения учебного материала и организация процесса обучения учитывают:
заинтересованность учащегося в результатах обучения;
соответствие учебного материала современному состоянию науки и возможности его усвоения учащимся;
закономерности процесса обучения;
индивидуальные свойства и качества личности обучающегося.
При проектировании ПМК создают систему, в которой им приходится соединять методы, средства и формы обучения для конкретной группы обучающихся. Психологи и педагоги разработали различные методики их проектирования.
ПМК может быть реализован в разных вариантах. Он может включать в себя лекционный материал, задачник, лабораторную работу, контрольную работу по теме и всему предмету, электронный справочник, электронное пособие по проектированию, деловую игру и др., а также обязательно содержать методический материал по изучению данного предмета данным контингентом. Методическое пособие не только направляет деятельность обучающегося по изучению предмета, но и координирует ее с работой других обучающихся и с преподавателем, учебным планом и формой организации учебного процесса.
Из определения ПМК следует, что в зависимости от предмета он может быть совершенно различным по сложности, а потому и время на его разработку может быть разным: от нескольких месяцев до нескольких лет. В последнем случае, естественно, он разрабатывается по частям и чаще всего по видам занятий, а не по темам. Одним из основных требований к составляющим ПМК является методическая проработка, включающая в себя решение вопроса об организации познавательной деятельности учащегося в соответствии с закономерностями обучения.
Смотрите также::
Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление
В гуманитарных исследованиях конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров: устный доклад, учебно-исследовательская работа, письменный текст доклада, статья, текст компьютерной презентации. Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать треб ...
Психолого-педагогическая работа библиотекаря
В Соревнованской школе (Кемеровский район) успешно проводит свою работу библиотека, организованная не только для учащихся, но и для учителей. Для ребят библиотека - не просто источник для интеллектуального развития. Они часто приходят туда просто пообщаться с самим библиотекарем, как с человеком, к ...
Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания нагляд ...