В гуманитарных исследованиях конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров: устный доклад, учебно-исследовательская работа, письменный текст доклада, статья, текст компьютерной презентации.
Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать требованиям логичности, точности, объективности.
Логичность
обеспечивается, во-первых, непротиворечивостью, аргументированностью суждений, во-вторых, композиционной стройностью текста, который должен включать: 1) постановку цели и задач исследования; 2) основную исследовательскую часть; 3) выводы.
Пример
С постановки цели и задач начинается исследовательская работа шестиклассницы Александры Л. «Язык чаепития»: «Целью нашего исследования является анализ невербальных способов общения в этикете проведения чайных церемоний и сопутствующих им языковых контактов в России, Англии и Японии.
Задачи исследования:
· Проанализировать этикет чайных церемоний России, Англии и Японии;
· Выделить главные, «знаковые» отличительные черты;
· Сравнить «знаки» чайных церемоний указанных стран;
· Сделать выводы о национальных особенностях языка чайной церемонии».
Обратите внимание, что задачи раскрываются как этапы достижения цели. Каждый этап – это, по сути дела, спланированный шаг к достижению поставленной в работе цели. Продуманные задачи служат и планом действий, и планом («содержанием») создаваемого текста. Поэтому мы рекомендуем начинать и работу над исследованием, и сам текст исследовательской работы с формулирования целей и задач исследования.
o Точность
в тексте научного стиля связана с использованием терминов и понятий. Как показывают учительский опыт и специальные исследования, школьники (особенно это касается учащихся 6-9-х классов) недостаточно владеют навыками научной речи:
o нечётко формулируют определения;
o не оправданно расширяют объём определённого понятия;
o не владеют навыками аргументации;
o нарушают логическую последовательность при изложении материала;
o не умеют обобщать и делать выводы;
o часто не знают терминов и не умеют их употреблять.
В научных работах объективность
излагаемого материала достигается системой доказательств и языковыми средствами. Научный стиль речи предполагает безличность в синтаксических конструкциях, предпочтительное использование «мы» вместо обнаруживающего личность исследователя, его вкусы и пристрастия «я», отсутствия экспрессивных языковых средств. Свободное владение этим функциональным стилем наравне с другими функциональными стилями, умение переключать стилистический регистр в зависимости от ситуации общения – признак высокой («элитарной» по определению О.Б.Сиротининой) речевой культуры.
Посмотрим на примерах, как соотносятся практика с идеалом. На сколько в строго в учебно-исследовательской работе нужно следовать канонам?
Пример
1. фрагмент введения из работы Ирины Х. «жаргонизмы в языке массовой коммуникации»:
«Объектом нашего исследования являются жаргонизмы. Предмет исследования – причины их появления в публицистике.
Мы не ставим перед собой задачу рассуждать о чистоте русской речи исходя из требований общей речевой культуры говорящего. Мы пытаемся определить, почему средства массовой информации обращаются к жаргонизмам, какого эффекта они при этом достигают и каков результат.
Работая над этой проблемой, мы обращались к самому разному материалу: это и газетные заголовки, и листовки, объявления противопожарной службы и, конечно же, реклама. Мы анализировали речь ведущих различных передач по радио и телевидению, содержание статей, заметок».
В примере достаточно педантично воспроизводятся черты научного стиля: авторское «мы», использование характерной для научного стиля лексики (предмет, объект, исследование, анализировать и другое), лингвистических терминов и понятий (жаргонизмы, публицистический стиль, разговорная речь и другое).
Научному руководителю следует обращать самое пристальное внимание на стилистику текста УИР, однако с нашей точки зрения отдельное отступления от канонов научного стиля допустимы.
Непременное требование к основной части исследовательской работы – наличие аргументов, их объективность
Смотрите также::
Особенности воспитания в Древней Индии
По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов. Ритуал сопровождал зачатие ребенка, его рождение, первый вынос из дома, ...
Исследовательская работа и личностно-деятельностный подход
Чем, кроме уже рассмотренных социальных условий, вызван интерес к этому виду работы? Психологи и педагоги видят в нем огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопоз ...
Произвольное внимание как одно из центральных новообразований младшего
школьного периода и другие психические функции у младшего школьника
Безусловно, учебная деятельность требует усидчивости, организации своего времени, аккуратности, ответственности и, конечно, внимания. Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Тогда как у дошкольников преобладало непроизвольное внимание, естественно, перв ...