Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоемкость, становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.
Информатизация общества - это глобальный социально-экономический процесс, характеризующий интенсивное производство и использование информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию всех видов человеческой деятельности, интенсификацию процессов обучения и подготовки кадров, развитие творческого потенциала членов общества и, как следствие этого, демократизацию общества, повышение уровня благосостояния народа.
Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Учитывая важность и значимость сложного процесса информатизации, Министерство образования и науки РФ разработало целевую программу информатизации образования в Российской Федерации, которая на данном этапе образовательной реформы должна стать объединяющим фактором усилий федеральных и региональных органов управления в области образования.
Значение информатизации образования, ее направления и задачи обозначены в ряде документов. К их числу относятся:
1. Федеральная программа развития образования (утверждена Федеральным законом от 10.04.2000г. №51).
2. Концепция модернизации российского образования на период 2010г. (одобрено распоряжением правительства Российской Федерации №1756-Р от 29.12.2001г.).
3. Проект «Информатизация образования», предоставленный в соответствии с Соглашением о Займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития от 07.12.2004г. №4726-RU на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2004г. №593.
К настоящему времени проведен ряд исследований, раскрывающих различные аспекты процесса информатизации образования. Данной проблеме посвящены работы Н.В.Апатовой, С.А.Бешенкова, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершова, Т.Б.Захаровой, А.А.Кузнецова, М.П.Лапчика, В.С.Леднева, В.М.Монахова, Ю.А.Первина, И.В.Роберт, А.Л.Семенова, В.Ф.Шолоховича и др.
Основой информатизации являются разнообразные информационные технологии. В последние годы стали использовать и определения новых информационных технологий, современных информационных технологий, чтобы подчеркнуть их главный компонент и базис – компьютерные средства телекоммуникаций.
Новые информационные технологии в образовании – это технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, основанные на применении современных средств вычислительной техники и связи, специального программного, информационного и методического обеспечения.
Своевременное и осознанное использование информационных технологий является одним из способов повышения качества образования в образовательных учреждениях. Разработка электронных учебных материалов (интернет-версий печатных изданий, электронных презентаций, мультимедиа-изданий, цифровых учебных видеофильмов, электронных библиотек отсканированной литературы и т.п.) одно из актуальных и перспективных направлений информатизации образовательного процесса, которое, путем индивидуализации процесса обучения, позволит разрешить противоречие между всевозрастающим потоком информации и ограниченностью возможностей учащегося к ее усвоению.
Для реализации процесса информатизации образования необходима также подготовка специалистов - пользователей конкретного прикладного программного обеспечения, используемого в учебном процессе и управлении образованием, а также подготовка методистов - организаторов по внедрению информационных технологий в процесс обучения и управления образованием, которые должны знать методы системного анализа и информационного моделирования в области образования, быть постановщиками задач в этой области.
Выявлению особенностей педагогической науки в условиях использования информационных и коммуникационных технологий посвящены многие современные исследования Ю.С.Брановского, А.Л.Денисовой, Т.В.Добудько, М.И.Жалдака, Г.А.Кручининой, М.П.Лапчика, И.В.Марусевой, С.В.Панюковой и другие. В этих работах рассматриваются проблемы совершенствования образования в связи с применением средств информационных и коммуникационных технологий, исследуются условия изменения самого образовательного процесса в направлении, как его демократизации и открытости, так и модификации учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса, осуществляемого в условиях использования информационных и коммуникационных технологий.
«Информационные и особенно сетевые технологии - это наиболее мощный инструмент, который когда-либо создавала человеческая мысль. Они представляют собой новый механизм реального экономического роста, новую среду, которая заставляет пересмотреть суть взаимоотношений между правительствами, социальными институтами и коммерческими структурами всевозможных типов, а также между людьми, которым они служат сегодня и будут служить завтра» - так определил главное содержание нынешнего этапа развития информационных технологий президент корпорации IBM ЛуГерстнер.
Компьютерная сеть - это совокупность компьютеров и других средств вычислительной техники (активного сетевого оборудования, принтеров, сканеров и т. п.), объединенных с помощью линий связи, сетевых плат и работающих под управлением сетевой операционной системы. Компьютерные сети создаются для того, чтобы группа пользователей могла обмениваться данными и совместно использовать одни и те же ресурсы вычислительной системы: память, программы, файлы, принтеры, модемы, процессоры и т. п. Совместное использование ресурсов: экономит затраты на приобретение и эксплуатацию аппаратных средств; увеличивает эффективность использования данных.
Компьютерные коммуникации и сети являются учебным элементом учебных планов и программ информатических дисциплин общего и профессионального образования, в частности необходимо освоение темы «Компьютерные коммуникации и сети» будущими операторами ЭВМ. При этом:
- существует проблема отбора содержательного аспекта на различных ступенях образования;
- существует необходимость разработки соответствующей методики обучения дисциплине;
- на лицо, отсутствие программно-методического обеспечения, в полном объеме соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО), состоянию и тенденциям развития компьютерных технологий.
Исходя из вышесказанного, становится актуальной проблема создания программно-методического комплекса по теме «Компьютерные коммуникации и сети», на решение которой направлена наша выпускная квалификационная работа.
Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка программно-методического комплекса по теме «Компьютерные коммуникации и сети» в условиях профессиональной подготовки операторов ЭВМ.
Объект исследования: методическое обеспечение дисциплин профессионального цикла.
Предмет исследования: программно-методический комплекс по теме «Компьютерные коммуникации и сети».
Гипотеза: внедрение программно-методического комплекса в учебный процесс будет эффективным при условии соблюдения методологических и методических требований к проектированию комплекса.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость последовательного решения следующих основных задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, научную и специализированную литературу по теме исследования.
2. Теоретически обосновать и разработать структуру и содержание программно-методического обеспечения по теме «Компьютерные коммуникации и сети».
3. Проанализировать отдельные результаты использования программно-методического комплекса в учебном процессе в условиях подготовки операторов ЭВМ в профессиональном училище.
Для достижения цели исследования и решения обозначенных задач в выпускной работе использовалась совокупность следующих методов:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
2. Эмпирические методы: анализ документов, наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка и анализ результатов исследовательской информации.
Методолого-методической основой исследования явились разработки понятия комплексного методического обеспечения таких педагогов как Бабанский, Сластенин, работы Могилева, Н.Д. Угриновича, Н.В. Макаровой, А.И. Сенокосова и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что создан программно-методический комплекс по теме «Компьютерные коммуникации и сети», включающий:
- теоретический курс по теме «Компьютерные коммуникации и сети»;
- лабораторно-практические работы (методические указания);
- систему контроля качества обучения учащихся;
- демонстрационные материалы по теме «Компьютерные коммуникации и сети»;
- задания для организации самостоятельной работы учащихся;
- электронное обучающее пособие по теме «Компьютерные коммуникации и сети».
База исследования: апробация разработанного программно-методического комплекса проводилась в ГОУ НПО «Профессиональное училище №27» г. Нязепетровска.
Смотрите также::
Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках
изобразительного искусства
Познакомившись с теоретическими аспектами обучения и воспитания младших школьников на уроках по основам цветоведения, мы осуществили исследование по вопросу использования основных методов и приемов обучения цветоведению в учебно-воспитательном процессе современной школы. Как мы уже говорили, урок р ...
Предматематика
как теоретическая основа начального обучения математики
Традиционно в качестве основ обучения принимали соответствующие математические теории в завершенном виде. Однако завершенная, дедуктивно построенная математическая теория не может служить теоретической основой начального обучения математике. Игнорирование этого факта может привести к недооценке осо ...
Определение эффективности методики развития мелкой
моторики на контрольном этапе эксперимента
На контрольном этапе экспериментального исследования мы использовали такой же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа мы занесли в таблицы 2.3 – 2.5. Таблица 2.3 Состояние развития мелкой моторики у детей на контрольном этапе экспериментального исследо ...