Результаты диагностического исследования показали положительную динамику развития коммуникативных способностей первоклассников, но некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку система осознанного отношения к окружающим и к самому себе у первоклассников только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации, что проявлялось в своеобразии нравственного усвоения мира. Моральные переживания возникали раньше, чем моральные понятия. В связи с этим отношение к коллективу, учителю, родителям и к самому себе носило неадекватную оценку.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Изучив и проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проблема формирования коммуникативных способностей младших школьников в настоящее время является весьма актуальной. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности – приоритетная задача образования на современном этапе.
В теме дипломного исследования заявлено ключевое понятие – коммуникативные способности. Понятие "коммуникативный" связано с общением. В. А. Горянина утверждает, что "в психологии общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности".
Проанализировав опыт учителей начальных классов по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, мы выявили новые подходы по решению данной проблемы. Учителя предлагают использовать групповые формы работы для вступления в дискуссии; игровые методы и ситуации; практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии; театрально-игровые виды деятельности; проводить уроки для включения школьников в анализ понимания коммуникативной задачи.
Эффективная организация работы по формированию коммуникативных способностей первоклассников, достигается посредством реализации комплекса необходимых и достаточных педагогических условий, а именно: первоклассники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой; первоклассники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера; в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха. В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленными задачами, а также с учетом возрастных особенностей и потребностей детей младшего школьного возраста, разработанные различные мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, способствовали тому, чтобы все эти умения улучшились и получили большее развитие. Так как в процессе реализации поставленных задач у учащихся был замечен высокий уровень заинтересованности, как в учебной деятельности, так и в межличностном взаимодействии. Критериями эффективности развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, являются личностные качества первоклассников, отражающие уровень их развития. Это знание вербальных и невербальных средств коммуникации, владение культурой речевого общения; умение, как межличностного общения, так и коллективного; проявление навыков социальной приспособленности и самостоятельности при выходе из сложных ситуаций. Обоснованность выделения данных критериев опирается на теорию развития аналитической деятельности человека и вопросы общения в целом.
В ходе нашего исследования на первом этапе мы выяснили, что первоклассники, участвовавшие в исследовании, недостаточно хорошо владеют коммуникативными умениями. В процессе формирующего эксперимента мы использовали различные виды игр, тренинги, групповые формы работы, создавали ситуации успеха – что позволило формировать коммуникативные способности в процессе образования. Данные, полученные в результате заключительного этапа эксперимента, позволили говорить о том, что у первоклассников исследуемого класса положительная динамика развития коммуникативных способностей. Изменились отношения между учащимися, дети стали внимательнее слушать собеседников, но некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку система осознанного отношения к окружающим и к самому себе у первоклассников только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации, что проявлялось в своеобразии нравственного усвоения мира. На наш взгляд, данная проблема требует дальнейшей теоретической и практической разработки с целью полного глубинного понимания сути проблемы и успешного поиска её решения.
Смотрите также::
Коммуникативный метод – средство обучения говорению
Мы исходим из сложившегося в методике понятия метода как совокупности принципов. Первым, кто сформулировал это, был Б. В. Беляев. Основными признаками метода обучения, на наш взгляд, являются следующие. 1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижен ...
Отметка в семейной жизни школьника
Ребенка, посещающего школу, дома обычно встречают вопросом о том, какую отметку он сегодня получил. Со времени начала обучения школьная отметка становится мощным регулятором отношений внутри семьи. Каким образом это будет осуществляться, зависит от того, насколько родители смогут ее раскрыть, осмыс ...
История развития игр
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника и потому рассматривается советскими педагогами как одно из главных средств воспитания. Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В.В. Гориневский отмечал: «У всех ...