Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитиюкоммуникативных способностей первоклассников

Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитиюкоммуникативных способностей первоклассников

Страница 3

Исследуя уровень межличностных отношений младших школьников, нами было выявлено, что высокий уровень составляет – 17 %, средний уровень – 43 %, низкий уровень – 40 %. Подобные показатели выявили ряд проблем у младших школьников, связанных с умением строить дружественные отношения, включаться в коллективные формы деятельности, решать общие дела и выполнять общие социально-значимые задания (гистограмма 2).

Рис. 2 Уровень сформированности коммуникативных умений первоклассников в сфере межличностного общения

Для отслеживания третьего критерия (мотивационного) – уровня сформированности социальной приспособленности первоклассников. Нами использовались следующие методики: методика Рене Жиля (выявление социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений); тест Розенцвейга (см. приложение 5) (исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности).

Результаты исследования социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста оказались следующими: на высоком уровне – 28 % учащихся, на среднем уровне – 47 %, на низком уровне – 25 % (гистограмма 3).

Рис. 3 Уровень сформированности социальной приспособленности первоклассников

Таким образом, результаты констатирующего среза вышеуказанных критериев показали, что учащиеся первого класса показали недостаточный уровень сформированности коммуникативных способностей.

После проведенной нами работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников в процессе обучения нами был сделан контрольный срез уровня сформированности коммуникативных способностей, умений, навыков младших школьников с помощью методики "Оценка коммуникативных способностей младших школьников", методики выявления межличностных отношений "Выбор действия", теста Рене Жиля.

Таким образом, результаты контрольного среза уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников показали, что на высоком уровне находится – 35 % учащихся, на среднем – 54 % учащихся, на низком – 11 % школьников.

Результаты уровня межличностных отношений первоклассников: высокий уровень составляет – 24 %, средний уровень – 56 %, низкий уровень – 20 %. Результаты исследования социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста оказались следующими: на высоком уровне – 33 % учащихся, на среднем уровне – 47 %, на низком уровне – 20 %.

Проведенная нами диагностическая работа по вышеуказанным критериям показала динамику развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, однако некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку у первоклассников система осознанного отношения к окружающим и к самому себе только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации. Это проявлялось в своеобразии морального усвоения мира. Моральные переживания возникали раньше, чем моральные понятия. Поэтому отношение к коллективу, учителю, родителям и к самому себе носило не адекватную оценку.

Динамика развития коммуникативных способностей первоклассников

Рис. 1 Сравнительный анализ уровня сформированности коммуникативных знаний первоклассников

1 критерий – когнитивный (знания учащихся)

2 критерий – коммуникативный (умения учащихся)

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Средства формирования исследовательских умений учащихся при обучении математике
В дидактике и педагогики под понятием средства обучения понимаются материальные объекты и носители учебной информации и предметы естественной природы, а так же искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебном процессе в качестве инструмента их деятельности. Задачи в ...

Формирующий этап: разработка цикла занятий, направленных на развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО
Вторым этапом экспериментальной работы является разработка цикла занятий на развитие воображения младших школьников. Материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся элементов, базируется уже на изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже извес ...

Этапы развития коллектива
Процесс развития классного коллектива является противоречивым и нелинейным. Это связано с тем, что детский коллектив, развивался как психологическая общность, содержащая в себе зоны нестабильности и саморазвития, которые возникают, прежде всего, в сфере отношений. Они-то и становятся источниками ли ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru