Потребность в общении является одной из главных задач в жизни человека. Вступая в отношения с окружающими, человек сообщает информацию о себе, взамен получая интересующие его сведения, анализирует их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности – приоритетная задача образования на современном этапе.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем является подготовка ребенка к жизни, к его социализации, где ведущим является способность ребенка к общению, то есть умение строить отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром. Учителю начальной школы доверена ответственная работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
Для классного руководителя первоклассников, очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе обучения детей, так как именно в классном коллективе у младших школьников реализуется потребность в социальном соответствии: желании соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает начинающих учеников проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. В самом начале обучения дети стремятся к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у них велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым. В начальной школе учитель играет объединяющую роль, поэтому именно в первые годы школьной жизни учащиеся ориентируются на мнение учителя, авторитет которого очень высок.
Младший школьный возраст, а именно 7 лет, время, когда ребенок начинает познавать школьные науки, представляет большие возможности для развития коммуникативных способностей. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования вышеуказанных качеств личности.
Именно способность к коммуникации дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у первоклассников. Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития у младшего школьника коммуникативных способностей.
Проблемой развития коммуникативных способностей занимались: О. Г. Абрамлина, Г. М. Батуева, Т. А. Федосеева, В. С. Селиванов, Н. Е. Щуркова, С. А. Козлова и др.
Однако, несмотря на большое внимание к вопросам развития коммуникативных способностей младших школьников в научно-педагогической литературе недостаточно хорошо освещены такие вопросы как развитие у первоклассников коммуникативных способностей в процессе образования.
Исходя, из выше изложенного возникает противоречие: между необходимостью развития коммуникативных способностей первоклассников и уровнем их психологической готовности к коммуникации.
Выявленное противоречие определило проблему исследования.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях будет происходить развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования?
Актуальность рассматриваемой проблемы и выявленное противоречие послужили основанием для определения темы исследования: "Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования".
Цель исследования – выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Объект исследования – процесс образования в начальной школе.
Предмет исследования – развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования обеспечивается, если:
первоклассники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;
первоклассники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;
в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.
Задачи исследования:
изучить методическую и педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных способностей первоклассников;
осуществить педагогический анализ ключевого понятия исследования "коммуникативные способности";
проанализировать опыт учителей начальных классов по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;
выявить и обосновать педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;
провести опытно-экспериментальную работу развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Методологическая основа исследования. Исследование строится на положении о педагогическом взаимодействии субъектов образовательного пространства Ю. К. Бабанского, В. А. Мудрика, и др.; о речеязыковой способности индивида М. И. Лисина; о психологической теории личности Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. К. Перов; о роли общения в становлении личности К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев и др.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, цитирование, сравнение, обобщение, педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, методы первичной обработки результатов, методы наглядного представления результатов: таблицы, гистограммы.
База исследования: исследование проводилось на базе 1-го класса муниципального образовательного учреждения "СОШ № 5 УИМ" г. Магнитогорска. В исследовании приняло участие 26 учащихся.
Теоретическая значимость исследования: выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Практическая значимость исследования: в подборе методик, направленных на развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Смотрите также::
История Болонского процесса
Объединение высшей школы в европейских странах назрело еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в ...
Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной
работы по литературе в личностном развитии школьников
Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживает ...
Темы для занятий подбираются с учётом возраста детей, их возможностей ижеланий
Тема: «Изготовление шапочки для куклы». Цель: познакомить детей с разновидностями плотного вязания, начать выполнение шапочки для куклы. Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш. Методы: словесный (беседа, объяснение); н ...