В данном параграфе определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы, представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования. Исследование этапов:
Начальный (констатирующий) – получение информации об уровне сформированности коммуникативных способностей первоклассников.
Текущий (обучающий)- развитие коммуникативных способностей первоклассников: умение общаться и строить отношения со сверстниками и взрослыми, использовать различные средства коммуникации и т.д., используя комплекс упражнений, игр, заданий, мероприятий.
Итоговый (контрольный) – анализ достигнутых результатов.
Исследование проводилось на базе 1-го класса муниципального образовательного учреждения "СОШ № 5 УИМ" г. Магнитогорска. В исследовании приняло участие 26 учащихся. На начальном этапе опытно-экспериментальной работы нами был сделан констатирующий срез уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования. Целью опытно-экспериментальной работы являлась экспериментальная проверка достоверности выдвинутой гипотезы о развитии коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Данная цель позволила нам определить следующие задачи экспериментальной работы:
провести диагностику наличного уровня знаний, умений и навыков учащихся в области развития коммуникативных способностей первоклассников;
разработать план реализации педагогических условий по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;
реализовать план по внедрению педагогических условий развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;
проанализировать результаты диагностического исследования по данной проблеме.
Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были разработаны критерии показатели и уровни развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, которые представлены в табл. 1
Таблица 1 Критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных способностей первоклассников
Критерии |
Показатели |
Уровни | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
Когнитивный |
1. Знания о вербальных и невербальных средствах коммуникации |
Знания о вербальных и невербальных средствах коммуникации вполне достаточные |
Знания о вербальных и невербальных средствах коммуникации не вполне достаточные |
Знания о вербальных и невербальных средствах коммуникации не достаточные |
2. Знание культуры речевого общения |
Знание культуры речевого общения вполне достаточное |
Знание культуры речевого общения не вполне достаточное |
Знание культуры речевого общения не достаточное | |
Деятельностный |
3. Умение межличностного общения |
Умение межличностного общения вполне достаточное |
Умение межличностного общения не вполне достаточное |
Умение межличностного общения не достаточное |
4. Умение строить отношения в коллективе |
Умение строить отношения в коллективе вполне достаточное |
Умение строить отношения в коллективе не вполне достаточное |
Умение строить отношения в коллективе не достаточное | |
Мотивационный |
5. Проявление навыков социальной приспособленности |
Всегда проявляет навыки социальной приспособленности |
Иногда проявляет навыки социальной приспособленности |
Навыки социальной приспособленности проявляет редко |
2.Проявление навыков выхода из сложных ситуаций |
Всегда самостоятельно выходит из сложных ситуаций |
Иногда самостоятельно выходит из сложных ситуаций |
Выходит из сложных ситуаций только при помощи из вне |
Смотрите также::
Особенности развития диалогической речи в дошкольном возрасте
Общение составляет внутренний механизм жизни общества, социальной группы, которая заключается не в передаче информации, а именно в обмене идеями, интересами и, главное, в формировании установок, в усвоении общественно - исторического опыта. Благодаря общению устанавливается взаимопереход между инди ...
Понятие
общения как социально - психологического феномена
Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. В определенном смысле и педагогическую психологию можно рассматривать целиком через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспита ...
Способы организации продуктивной деятельности как средства
развития воображения
Самостоятельная продуктивная деятельность старших дошкольников рассматривается в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность. Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, явля ...