Опираясь на научно-исследовательский опыт, согласно которому в педагогических исследованиях наиболее оптимальным является распределение достигнутых результатов по трем уровням: высокий, средний и низкий. Обосновать правомерность предлагаемых уровней можно следующими положениями.
В личности младших школьников, находящихся на высоком уровне развития коммуникативных способностей, проявляются следующие аспекты: учащиеся общаются со сверстниками и взрослыми, сопровождая речь жестами, мимикой; такие школьники хорошо представляют социальные ситуации, в которых можно разговаривать на деловом, игровом уровнях; отношения таких учеников со сверстниками строятся легко, проявляются их лидерские качества; в школьной среде ведут себя естественно, из конфликтных и сложных ситуаций выходят самостоятельно.
Младшие школьники со средним уровнем сформированности коммуникативных способностей в процессе образования имеют какое-то представление о том, чем отличается общение со взрослыми от общения со сверстниками, но не всегда придерживаются субординации; в коллективе одноклассников ведут себя приемлемо, но иногда вступают в споры и конфликты самостоятельно с которыми справляются не всегда;
Для младших школьников, у которых коммуникативные способности в процессе образования на низком уровне, характерна следующая позиция: учащиеся даже не задумываются о том, что общение со сверстниками и взрослыми должно различаться, жесты, мимика и интонация не всегда соответствуют сказанному. Дети с трудом находят или не находят вообще общий язык с некоторыми из одноклассников, что приводит к образованию конфликтов, которые без помощи взрослых не решаются.
Для раскрытия первого критерия (когнитивного) – уровень сформированности у первоклассников коммуникативных знаний, нами использовался тест – опросник для родителей "Оценка коммуникативных способностей младших школьников", который включал в себя перечень следующих вопросов:
постоянно прерывает меня во время беседы;
никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня ;
постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при этом невнимателен;
переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал;
не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться;
всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая;
выслушав меня, задает интересующие его вопросы;
когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает;
если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно;
вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы;
Таким образом, результаты начального среза уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников показали, что на высоком уровне находится – 19 % учащихся, на среднем – 58 % учащихся, низком уровне – 23 % школьников (гистограмма 1)
Рис. 1 Уровень сформированности коммуникативных знаний первоклассников
Для отслеживания второго критерия (деятельностного) – уровня сформированности коммуникативных умений первоклассников в сфере межличностного общения, нами использовались следующие методики: тестовая методика самоотношения "Какой Я" (см. приложение 2), методика выявления межличностных отношений "Выбор действия" (см. приложение 3), методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) (см. приложение 4), авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин и др., позволяющие "проживать" различные ситуации, определяя свои потребности к лидерству, к поддержке, к сотворчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою точку зрения.
Результаты констатирующего эксперимента позволили получить достоверную картину самооценки младших школьников. Выявились уровни самооценки воспитанников: заниженная, завышенная, адекватная. Адекватная самооценка составляла – 42 %, заниженная – 23 %, завышенная – 35 %, что послужило нам сигналом о том, что школьникам необходимо дать возможность проявить себя в деятельности – предложить выполнение игровых ролей, которые помогут побороть неуверенность в себе, в собственных силах.
Смотрите также::
Средневековый университет. Происхождение
Первоначально слово «университет» не имело ничего общего со школой. Им называли любое сообщество людей, связанных взаимной присягой. Этот корпоративный вид объединения людей отличали горизонтальные связи – вместо тех, которые основывались на вертикальных отношениях господства и подчинения. «Универс ...
Опыт деятельности образовательных учреждений по профессиональной ориентация
школьников
В мае 2007 года было проведено анкетирование учеников 9 – 11 классов общеобразовательных школ города Красноярска. Целью данного исследования является выявление проблем профессиональной ориентации данной категории. В качестве выборки использовалась вероятностная выборка. В анкетировании приняло учас ...
Особенности воображения как психического процесса
По утверждению Белая А.Я., воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней разли ...