Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитиюкоммуникативных способностей первоклассников

Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитиюкоммуникативных способностей первоклассников

Страница 2

Опираясь на научно-исследовательский опыт, согласно которому в педагогических исследованиях наиболее оптимальным является распределение достигнутых результатов по трем уровням: высокий, средний и низкий. Обосновать правомерность предлагаемых уровней можно следующими положениями.

В личности младших школьников, находящихся на высоком уровне развития коммуникативных способностей, проявляются следующие аспекты: учащиеся общаются со сверстниками и взрослыми, сопровождая речь жестами, мимикой; такие школьники хорошо представляют социальные ситуации, в которых можно разговаривать на деловом, игровом уровнях; отношения таких учеников со сверстниками строятся легко, проявляются их лидерские качества; в школьной среде ведут себя естественно, из конфликтных и сложных ситуаций выходят самостоятельно.

Младшие школьники со средним уровнем сформированности коммуникативных способностей в процессе образования имеют какое-то представление о том, чем отличается общение со взрослыми от общения со сверстниками, но не всегда придерживаются субординации; в коллективе одноклассников ведут себя приемлемо, но иногда вступают в споры и конфликты самостоятельно с которыми справляются не всегда;

Для младших школьников, у которых коммуникативные способности в процессе образования на низком уровне, характерна следующая позиция: учащиеся даже не задумываются о том, что общение со сверстниками и взрослыми должно различаться, жесты, мимика и интонация не всегда соответствуют сказанному. Дети с трудом находят или не находят вообще общий язык с некоторыми из одноклассников, что приводит к образованию конфликтов, которые без помощи взрослых не решаются.

Для раскрытия первого критерия (когнитивного) – уровень сформированности у первоклассников коммуникативных знаний, нами использовался тест – опросник для родителей "Оценка коммуникативных способностей младших школьников", который включал в себя перечень следующих вопросов:

постоянно прерывает меня во время беседы;

никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня ;

постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при этом невнимателен;

переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал;

не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться;

всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая;

выслушав меня, задает интересующие его вопросы;

когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает;

если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно;

вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы;

Таким образом, результаты начального среза уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников показали, что на высоком уровне находится – 19 % учащихся, на среднем – 58 % учащихся, низком уровне – 23 % школьников (гистограмма 1)

Рис. 1 Уровень сформированности коммуникативных знаний первоклассников

Для отслеживания второго критерия (деятельностного) – уровня сформированности коммуникативных умений первоклассников в сфере межличностного общения, нами использовались следующие методики: тестовая методика самоотношения "Какой Я" (см. приложение 2), методика выявления межличностных отношений "Выбор действия" (см. приложение 3), методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) (см. приложение 4), авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин и др., позволяющие "проживать" различные ситуации, определяя свои потребности к лидерству, к поддержке, к сотворчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою точку зрения.

Результаты констатирующего эксперимента позволили получить достоверную картину самооценки младших школьников. Выявились уровни самооценки воспитанников: заниженная, завышенная, адекватная. Адекватная самооценка составляла – 42 %, заниженная – 23 %, завышенная – 35 %, что послужило нам сигналом о том, что школьникам необходимо дать возможность проявить себя в деятельности – предложить выполнение игровых ролей, которые помогут побороть неуверенность в себе, в собственных силах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Методика проведения лабораторных занятий по ботанике
Лабораторные занятия за последние годы привлекают внимание как учителей, так и методистов биологов. Многие учителя успешно проводят лабораторные работы по всем учебным биологическим предметам. Под лабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельности учащихся. Наиболее четкую ...

Педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль у ...

Общая характеристика технического мышления
Особенности многих технических задач и объектов, само оперирова-ние производственно-техническим материалом придают мышлению свое-образный характер. По своим истокам и основам техническое мышление является тем же обобщенным и опосредованным познанием действитель-ности и осуществ-ляется также через р ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru