Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО) активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.
В связи с этим выстраиваются иные приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала. Учитывая тенденции современного образования, интенсивно обновляются содержание начального профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Поэтому возрос интерес педагогической общественности к проблеме учебно-методического обеспечения специальных дисциплин. Ведь педагогическая наука и практика доказывают, что качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.
В словаре русского языка понятие «комплекс» означает совокупность чего-нибудь; совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое.
В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятию «комплекс» (в психологии) – соединение отдельных психических процессов в некое целое.
В методических рекомендациях по разработке учебно-методического обеспечения предметов и профессий под комплексом понимают структурные компоненты, из которых он слагается как единое целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации процесса обучения.
Эффект достигается за счет того, что при комплексном учебно-методическом обеспечении создаются необходимые условия для функционирования образовательного процесса, это способствует качественному усвоению содержания образования, реализаций целей обучения, а следовательно ведет к воспитанию, развитию учащихся и активизации их учебно-познавательной деятельности.
В настоящее время педагогические коллективы учреждений начального профессионального образования ведут работу по организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами по конкретным профессиям начального профессионального образования.
Вместе с тем еще не все вопросы разрешены педагогической наукой и практикой с необходимой полнотой. Массовая педагогическая практика показывает, что создание оптимального комплекса учебно-методического обеспечения специальных дисциплин – весьма сложная задача. Для успешного ее решения необходимо знакомство с исходными понятиями о самом учебно-методическом обеспечении: его составом (структурным строением), содержанием (документами, техническими объектами и др.), требованиями к его разработке .
Значение учебно-методического обеспечения в системе образования, в том числе профессионального, оценивается по-разному. В монографии Д.Д. Зуева дано следующее определение этому понятию: «Учебно-методическое обеспечение представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретному предмету, созданную в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, служащих всестороннему развитию личности учащегося». В энциклопедии профессионального образования, под редакцией С.Я. Батышева, учебно-методическое обеспечение (УМО) определяется как «комплексное методическое обеспечение учебного процесса и средство преподавателя, мастера производственного обучения».
Практически все исследователи сходятся во мнении, что учебно-методический комплекс (УМК) является средством учебно-методического обеспечения образовательного процесса с целью повышения его качества. В то же время никто из исследователей не занимался проблемой формирования УМО по базовой дисциплине специального цикла обучения с позиции требований работодателей к знаниям и умениям выпускника учреждения начального профессионального образования.
Чтобы глубже понять проблему, выявить весь состав УМК, необходимо рассматривать образовательный процесс как объект учебно-методического обеспечения и определиться в том, что следует взять в качестве исходной основы для установления его компонентного состава.
Вся учебно-методическая документация и средства обучения, применяемые в учебном процессе, должны составлять взаимосвязанную систему. Это позволит обеспечить подлинно научный подход к проектированию, созданию, учету и контролю учебно-методического обеспечения педагогического процесса.
Смотрите также::
Британские традиции семейного воспитания
Таким, как описано выше, представляли себе джентльмена в обществе, породившем это понятие. Какие же требования к джентльмену сохранились к началу нашего столетия? В определении понятия "джентльмен" поначалу на первом месте стоит происхождение, генеалогическое древо, право на имение герба. ...
Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения «Раннего
детского аутизма»
Ранний детский аутизм (классический аутизм или синдром Каннера) – отклонение в психическом развитии ребенка, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Главным проявлением аутизма является нарушение ...
Пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста,
реализуемые в процессе обучения
Коррекция речевых нарушений у детей младшего школьного возраста должна осуществляться систематически в сочетании с работой логопеда, психолога. При коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста важно: - дать учащимся мотивационную установку; - проводить коррекцию звукопроизношения; ...