Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Страница 5

контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности;

информационная – обмен сообщениями, т.е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т.д.;

побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

координационная – взаимное ориентирование и согласование действий людей при организации и осуществлении совместной деятельности;

понимания – не только адекватное восприятие и оценка смысла сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний инициатора общения;

установление отношений – осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду.

оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребности, действий, активности и т.д. Общение может считаться эффективным, если достигнута его цель.

В современной педагогике и психологии даны также разные классификации стилей общения. Мы воспользуемся наиболее распространенной. По стилям общения делят на демократическое, авторитетное и общение-диалог:

демократический стиль общения предполагает отсутствие авторитарных форм воздействия, единство делового и личностного общения исключает субъективные оценки в поведении другого человека, направлен на сотрудничество в разных видах деятельности.

авторитарный стиль отличается субъективностью оценок, большим количеством запретов, ограничений, наказаний, угроз.

общение – диалог. Основным признаком общения как диалога является установление особых отношений.

И. М. Лом особой спецификой человеческой коммуникации выделяет наличие барьеров, препятствующих проникновению информации. Появление барьеров, впрочем, вполне логично, ведь коммуникация (общение) – воздействие. В.А. Кан-Калик к барьерам общения относит:

барьер предвзятости и беспричинной негативной установки (беспричинное отрицательное отношение к человеку в результате первого впечатления);

барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей (негативные установки, привнесенные извне);

барьер "боязни" контакта с человеком;

барьер "ожидания непонимания" ("а правильно ли вас поймет партнер?");

барьер "неверных стереотипов" ("Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет");

барьер "возраста" (между взрослыми и детьми, между людьми разных поколений).

По мнению И. П. Атватера, барьерами могут служить:

неискренность партнеров по общению, когда они не говорят того, о чем думают на самом деле, что чувствуют и хотят в действительности. Объясняется это, скорее всего опасением, что данная информация может быть затем использована против них самих;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Применение рейтинговой оценки на основе компьютера
“Оценки для вычисления рейтинга сдаются преподавателями в конце каждого месяца. Количество обязательных оценок для каждого класса устанавливается в зависимости от количества часов в неделю, отводимых на практику устной и письменной речи. Для оценки применяется двенадцатибалльная система. Такая сист ...

Причины и профилактика глухонемоты
Причиной глухонемоты могут быть любые пороки развития органа слуха и перенесенные в раннем детстве заболевания, приводящие к глухоте. Каких-либо патологических изменений в речевом аппарате у глухонемых обычно не наблюдается. Распознавание глухонемоты сводится к определению связи между отсутствием р ...

Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства
Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru