Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Страница 5

контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности;

информационная – обмен сообщениями, т.е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т.д.;

побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

координационная – взаимное ориентирование и согласование действий людей при организации и осуществлении совместной деятельности;

понимания – не только адекватное восприятие и оценка смысла сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний инициатора общения;

установление отношений – осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду.

оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребности, действий, активности и т.д. Общение может считаться эффективным, если достигнута его цель.

В современной педагогике и психологии даны также разные классификации стилей общения. Мы воспользуемся наиболее распространенной. По стилям общения делят на демократическое, авторитетное и общение-диалог:

демократический стиль общения предполагает отсутствие авторитарных форм воздействия, единство делового и личностного общения исключает субъективные оценки в поведении другого человека, направлен на сотрудничество в разных видах деятельности.

авторитарный стиль отличается субъективностью оценок, большим количеством запретов, ограничений, наказаний, угроз.

общение – диалог. Основным признаком общения как диалога является установление особых отношений.

И. М. Лом особой спецификой человеческой коммуникации выделяет наличие барьеров, препятствующих проникновению информации. Появление барьеров, впрочем, вполне логично, ведь коммуникация (общение) – воздействие. В.А. Кан-Калик к барьерам общения относит:

барьер предвзятости и беспричинной негативной установки (беспричинное отрицательное отношение к человеку в результате первого впечатления);

барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей (негативные установки, привнесенные извне);

барьер "боязни" контакта с человеком;

барьер "ожидания непонимания" ("а правильно ли вас поймет партнер?");

барьер "неверных стереотипов" ("Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет");

барьер "возраста" (между взрослыми и детьми, между людьми разных поколений).

По мнению И. П. Атватера, барьерами могут служить:

неискренность партнеров по общению, когда они не говорят того, о чем думают на самом деле, что чувствуют и хотят в действительности. Объясняется это, скорее всего опасением, что данная информация может быть затем использована против них самих;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе (особенно психиатрической) широко использовался термин «слабоумный». Это определение доста­точно полно отражало взгляды специалистов на ребенка с наруше­нием интеллекта как на нечто неподвижное и застывшее в своем разв ...

Методика использования дидактических игр на уроках математики в 3 классе при изучении темы “Трехзначные числа”
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе ...

Задачи по знакомству в детском саду
Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране. Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего пок ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru