контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности;
информационная – обмен сообщениями, т.е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т.д.;
побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
координационная – взаимное ориентирование и согласование действий людей при организации и осуществлении совместной деятельности;
понимания – не только адекватное восприятие и оценка смысла сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);
амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний инициатора общения;
установление отношений – осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду.
оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребности, действий, активности и т.д. Общение может считаться эффективным, если достигнута его цель.
В современной педагогике и психологии даны также разные классификации стилей общения. Мы воспользуемся наиболее распространенной. По стилям общения делят на демократическое, авторитетное и общение-диалог:
демократический стиль общения предполагает отсутствие авторитарных форм воздействия, единство делового и личностного общения исключает субъективные оценки в поведении другого человека, направлен на сотрудничество в разных видах деятельности.
авторитарный стиль отличается субъективностью оценок, большим количеством запретов, ограничений, наказаний, угроз.
общение – диалог. Основным признаком общения как диалога является установление особых отношений.
И. М. Лом особой спецификой человеческой коммуникации выделяет наличие барьеров, препятствующих проникновению информации. Появление барьеров, впрочем, вполне логично, ведь коммуникация (общение) – воздействие. В.А. Кан-Калик к барьерам общения относит:
барьер предвзятости и беспричинной негативной установки (беспричинное отрицательное отношение к человеку в результате первого впечатления);
барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей (негативные установки, привнесенные извне);
барьер "боязни" контакта с человеком;
барьер "ожидания непонимания" ("а правильно ли вас поймет партнер?");
барьер "неверных стереотипов" ("Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет");
барьер "возраста" (между взрослыми и детьми, между людьми разных поколений).
По мнению И. П. Атватера, барьерами могут служить:
неискренность партнеров по общению, когда они не говорят того, о чем думают на самом деле, что чувствуют и хотят в действительности. Объясняется это, скорее всего опасением, что данная информация может быть затем использована против них самих;
Смотрите также::
Проведение теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в группе учащихся
Возмем 8 и 9 субтесты тестовой методики структуры интеллекта Р.Амтхауэра, которые выявляют уровень пространственного воображения (ПВ) и пространственного обобщения(ПО) соответственно. За ответ, совпадающий с ключом, ставим 1 балл, несовпадение – 0 баллов. Макси-мальный показатель по каждому из субт ...
Авторы, которые занимались изучением этой проблемы
Воспитание не является делом только педагогов и общества, воспитание и обучение детей - это дело каждой семьи, что доказывают научные труды В.М. Бехтерева, П.П. Болонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н. Острогорского, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева и др ...
Методика знакомства детей с декоративно-прикладным
искусством
Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в места ...