Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Страница 2

Опираясь на приведенные выше признаки коммуникативного процесса, мы заключаем, что коммуникативная сторона общения не может быть ограничена простой передачей информации. Коммуникация также предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействия друг на друга, поэтому ниже приведены мысли психологов, изучающих проблему коммуникации.

Так, в словаре Ожегова, сказано, что коммуникация является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором ее развития. В процессе общения люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят "общий язык". Общение – одновременно обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями с другими людьми, а также обращение человека к самому себе, к собственной душе.

Б. Т. Лихачев говорит о том, что накопленный опыт коммуникативной деятельности (общения) нельзя рассматривать без такого компонента как "способности".

Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на давнее и широкое применение данной категории в науки смысл ее неоднозначен. Если попытаться объединить эти высказывания и классифицировать их, то это будет выглядеть следующим образом:

способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности;

способности – это свойства личности, имеющие существенное значение при выполнении той или иной деятельности;

способности – это природная одаренность, талант

Способности, с точки зрения Н. М. Аксарина, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способностью, которая не развивается на практике, человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., человек поддерживает у себя и развивает дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности, по мнению Б. Т. Лихачева, зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. Опыт любой деятельности можно рассматривать как реализованность:

а) природных (элементарных) способностей – это восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта с помощью механизма научения;

б) общих способностей, включающих те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь и ряд других);

в) специальных способностей, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, и для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, технические).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Возрастные особенности мышления
Прежде чем обсуждать то, что характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, необходимо определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей. От младшего школьного возраста подростковый (12 – 14 лет ...

Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений
Творчество — это процесс создания нового. Его характеризует продук-тивность мысли. Учащиеся, узнавая новое, делают открытия для себя, и очень важно, чтобы к открытиям они подходили сами и всегда стремились к этому. В каждом даже самом маленьком открытии, которое делают для себя учащиеся, овладевая ...

Технологическая особенность изготовления изделия
В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы. Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубле ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru