Опираясь на приведенные выше признаки коммуникативного процесса, мы заключаем, что коммуникативная сторона общения не может быть ограничена простой передачей информации. Коммуникация также предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействия друг на друга, поэтому ниже приведены мысли психологов, изучающих проблему коммуникации.
Так, в словаре Ожегова, сказано, что коммуникация является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором ее развития. В процессе общения люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят "общий язык". Общение – одновременно обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями с другими людьми, а также обращение человека к самому себе, к собственной душе.
Б. Т. Лихачев говорит о том, что накопленный опыт коммуникативной деятельности (общения) нельзя рассматривать без такого компонента как "способности".
Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на давнее и широкое применение данной категории в науки смысл ее неоднозначен. Если попытаться объединить эти высказывания и классифицировать их, то это будет выглядеть следующим образом:
способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности;
способности – это свойства личности, имеющие существенное значение при выполнении той или иной деятельности;
способности – это природная одаренность, талант
Способности, с точки зрения Н. М. Аксарина, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способностью, которая не развивается на практике, человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., человек поддерживает у себя и развивает дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности, по мнению Б. Т. Лихачева, зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. Опыт любой деятельности можно рассматривать как реализованность:
а) природных (элементарных) способностей – это восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта с помощью механизма научения;
б) общих способностей, включающих те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь и ряд других);
в) специальных способностей, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, и для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, технические).
Смотрите также::
Игра как вид обучающей деятельности
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания; планирования; реализации цели; анализа результато ...
Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребенка
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.) Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует б ...
Просветление оптики
Данная тема у Мякишева иллюстрируется рисунком (82). На нем нет подписей лучей, и только стрелками указан их ход. Поэтому считаю этот рисунок трудным для восприятия. В учебнике Касьянова эта тема представлена рисунком (83). Он понятен, на нем много пояснительных подписей и поэтому он более удачно о ...