Разные исследователи вкладывают в понятие общения неодинаковый смысл. Так, М. И. Лисина трактует общение как "взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата".
К. А. Абдульханова-Славянская – в книге "Проблема общения" подчеркивает, что "общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах". К. Л. Рузская говорит об общении как о взаимодействии двух и более людей, состоящее в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата".
Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина – называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к ребенку [3, c. 72]; М. С. Каган – считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой [25, с. 56]; Л. А. Венгер и В. С. Мухина общением называют взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
В. М. Шепель считает, что общение – взаимодействие людей друг с другом, с природой, с животным миром, с космосом. Если принять во внимание многомерность и разнообразность общения, то оно, с одной стороны, является мощным потребителем энергии человека, с другой - бесценным стимулятором его биологических и духовных структур.
Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.
Общение – многоплановый процесс и выступает в различных видах, А. А. Леонтьев в основу выделения видов общения берет взаимодействие субъектов общения и определяет следующие виды общения:
социально-ориентированное общение- взаимодействие личности с большой аудиторией;
групповое (предметно – ориентированное) взаимодействие, связанное с групповой общественной деятельностью;
личностно-ориентированное общение-взаимодействие личности с другими личностями.
С разных позиций рассматривается и структура (стороны) общения. Многие психологи (А. А. Бодалев, А. М. Баскаков, А. В. Петровский, А. А. Леонтьев и др.) выделяют следующие структурные элементы общения:
коммуникативная сторона общения – это обмен информацией (идеи, установки, эмоции, направленность), который связан с ее осмыслением, формированием отношения к ней и взаимопониманием участников общения;
интерактивный элемент общения связан не только с обменом информацией, но и с планированием общей деятельности, что отражается в стратегии общения, во взаимодействии и взаимопонимании участников общения;
перцептивный элемент общения включает в себя восприятие (идентификация, эмпания, рефлексия) и взаимодействие участников процесса общения.
А. Н. Брудный говорит: "Всякое общение преследует свою цель". Цели общения зависят от партнера, ситуации и задачи общения. Не останавливаясь подробно на целях общения, просто перечислим их:
Смотрите также::
Способы функционирования православной педагогики
Способом функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является воспитание. Тема воспитания в светской и православной педагогике получает различное истолкование и в применении к проблемам развития ребенка. Развитие – это общий закон жизни. Это движение от зерна к растению, от за ...
Научный аспект формирования
самостоятельной деятельности учащихся
Большое внимание вопросам развития самостоятельной деятельности уделял французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что все является идеальным только в естественном состоянии. Поэтому воспитание должно быть естественным и свободным. Необходимо создавать условия, в которых бы развивались самосто ...
Психолого-педагогическая работа библиотекаря
В Соревнованской школе (Кемеровский район) успешно проводит свою работу библиотека, организованная не только для учащихся, но и для учителей. Для ребят библиотека - не просто источник для интеллектуального развития. Они часто приходят туда просто пообщаться с самим библиотекарем, как с человеком, к ...