недостаток внимания к собеседнику и его сообщению, когда оно передается или получается;
пропуск неприятной для себя информации. Опасностью здесь является импульсивная оценка- стремление оттолкнуть все, что противоречит моему мнению. Людям свойственно отождествлять свое мнение со своим "Я", с чувством собственного достоинства, что является одним из самых драгоценных чувств для человека. А раз это самое дорогое, то человек отбрасывает все, что противоречит его мнению и выскакивает импульсивная оценка: "Этого не может быть, это не так". Импульсивной оценкой мы как бы показываем, что речь уже идет не о проблеме, а об амбициях - я свое достоинство ценю больше, чем твое. Демонстрируя это, мы создаем дополнительный барьер - игнорируем чувства партнера по общению, т.к. ваши чувства перекрывают поток чувств от другого человека;
барьеры межличностного понимания, связанные с феноменами "стереотипизации", эффекта "ареола", "проекции" и другие;
несовпадение речевого сообщения и его невербального сопровождения. Например, несовпадение значения слов и интонации, с которой они произносятся и т.п.;
неумение слушать. Сюда можно отнести и барьер "испорченного телефона" при передаче сообщения с чужих слов и отклонения от линии беседы, и неумение к ней вернуться, и приписывание другому вины за искажение сообщения, и барьер априорного мнения, которым заслоняются как щитом от чужого мнения, если оно не совпадает с собственным, это ленивые вопросы, на которые невозможно получить ответы по сути дела, это неумение поставить себя на место партнера, взглянуть на ситуацию его глазами. Это очень сложный, комплексный барьер;
неумение использовать и воспринимать адекватно обратную связь, которая является регулятором межличностных отношений и источником самопознания. Межличностная обратная связь- это намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу то, как его поведение или последствия его поведения восприняты или пережиты.
Соответственно для преодолевания, по нашему мнению, необходимо:
привлечь и удержать внимание партнера по общению;
использовать универсальный механизм обратной связи с целью уточнения понимания ситуации, слов, чувств и логики собеседника;
информация и ее носитель должны быть авторитетны для слушающего.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что коммуникация является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности, предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят "общий язык". Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются коммуникативные способности. Развитые коммуникативные способности позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Проанализировав все выше сказанное, было обнаружено определение понятия "коммуникативные способности", которое наиболее точно отражают нашу точку зрения по данному вопросу. Итак, коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. В первом параграфе представлен детальный анализ ключевого понятия исследования и выявлены особенности коммуникативных способностей личности.
Смотрите также::
Опыт деятельности образовательных учреждений по профессиональной ориентация
школьников
В мае 2007 года было проведено анкетирование учеников 9 – 11 классов общеобразовательных школ города Красноярска. Целью данного исследования является выявление проблем профессиональной ориентации данной категории. В качестве выборки использовалась вероятностная выборка. В анкетировании приняло учас ...
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Психологические особенности детей 3-го года жизни К концу третьего года жизни происходит существенный сдвиг в развитии игровой деятельности детей. Он заключается, прежде всего, в том, что у ребенка начинает появляться представление о роли, которую выполняет взрослый в реальном взаимодействии с друг ...
Задачи по знакомству в детском саду
Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране. Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего пок ...