Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальными в работе школьного библиотекаря. Рассмотрим принципы, о которых идет речь:
Содержание учебной программы должно предусматривать изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
Учебная программа должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
Учебная программа должна давать возможность детям приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
Учебная программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
Учебная программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
Учебная программа должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами.
В свою очередь Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ работы с детьми с целью психолого-педагогического воздействия:
знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;
большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
поощрение творческого и продуктивного мышления;
воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, на которые следует обратить внимание библиотекарю и попытаться приложить все усилия, чтобы дети, с которыми он работает, смогли их развивать:
1. Познавательные способности и навыки (владение большим объемом информации; богатый словарный запас; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно - следственных связей; умение делать выводы; умение интегрировать и синтезировать информацию; участие в решении сложных проблем; организация информации; использование альтернативных путей поиска информации; анализ ситуаций; умение оценивать как сам процесс, так и результат; умение предвидеть последствия; умение рассуждать; критичность в мышлении; высокая любознательность и т.д.).
2. Творческие способности (гибкость в мышлении и действиях; быстрота мышления; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; богатое воображение; развитая интуиция и т.д.).
3. Особенности эмоциональной сферы (уважение к другим; эмпатическое отношение к людям; терпимость к особенностям других людей; склонность к самоанализу; терпимое отношение к критике; готовность делиться вещами и идеями; настойчивость в выполнении задания; независимость в мышлении и поведении).
Смотрите также::
Политика занятости молодежи и место профессиональной ориентации в ней
Политика занятости является одним из ведущих направлений социальной политики государства. На федеральном уровне регулируется законом "О занятости населения в Российской Федерации", законодательством о труде и издаваемыми в соответствии с ним другими актами, а также коллективными договорам ...
Понятие и компонентный состав программно-методического комплекса
Программно-методический комплекс (ПМК) - комплекс программных и методических средств поддержки процесса преподавания определенного учебного предмета (курса) или его темы. Программно-методический комплекс – дидактический комплекс по учебному предмету и средства методического обеспечения как система ...
Программа работы социального педагога по профилактике
виктимности подростков
Изучив научную литературу по проблеме виктимности подростков, считаем целесообразным, чтобы работа социального педагога в этом направлении носила не только профилактический, но и развивающий характер. Статистические данные об авариях на дорогах, росте наркомании, отравлении алкоголем, гибели людей ...