Новое в педагогике » Роль работы с природным материалом на уроках труда в развитии воображения у младших школьников » Воображение младших школьников и природный материал

Воображение младших школьников и природный материал

Страница 1

Итак, положительно на развитии воображения младших школьников влияют многие учебные дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. Нас же здесь интересуют именно уроки труда, на которых буйному развитию воображения способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками.

По той же значимости для развития воображения с уроками труда из широко распространенных в младших классах дисциплин можно сравнить только, пожалуй, изобразительное искусство и деятельность разнообразных художественных кружков.

Как уже говорилось выше, уроки труда – плавный переход от детсадовских занятий на тему «сделай сам». Таким образом, подобные уроки труда во многом схожи с детсадовскими, но имеют значительное отличие от «трудов» старших классов. Это отличие состоит в том, что осуществляется ярко выраженная переориентация с художественного труда на труд промышленной направленности. Особенно данное явление характерно для мальчиков. Труд девочек в старших классах во многом более художественный, несмотря на промышленную ориентацию.

Но вернемся к начальной школе. Здесь в процессе трудового обучения, могут быть использованы разнообразные материалы, как чисто природные, так и являющиеся продуктом переработки промышленности. Опишем кратко промышленные материалы и их влияние на воображение школьника. Как упоминалось выше, воображение присутствует в любом процессе человеческой деятельности, и, в принципе, любой процесс можно считать творческим. Но здесь нашей целью является не только выявить «наиболее творческий» процесс, но и выявить процесс наиболее продуктивный, с точки зрения развития воображения. Строго говоря, здесь нами исследуется единый процесс создания новых объектов из некоего «сырья». Так что теперь вопрос в «сырье». Выясним же, какие из используемых материалов в наибольшей степени способствуют развитию воображения.

Начнем с «конструктора». Всем известен интерес детей к «техническим» игрушкам. Таким образом, создание разнообразных копий реальных технических объектов с помощью «конструктора» является для школьников интересной и приятной задачей. Поскольку многие детали будущих «машинок» уже наполовину собраны, и для каждой будущей модели, как правило, предлагается рисунок, здесь действует исключительно репродуктивное воображение. Ребенок уже видит и знает, как будет выглядеть та или иная модель. Согласитесь, простор для продуктивного (творческого) воображения в данном случае весьма узок. Единственно, как можно увеличить пользу «конструктора» в продуктивном направлении, так это предложить учащемуся собирать свои придуманные модели без использования готовых инструкций и рисунков.

Основной группой промышленных материалов, используемых на уроках труда, являются бумага, нитки, ткань, спички, пластилин и т. д. Эти материалы являются более «природными», чем «конструктор» из пластмассы или металла. Перечисленные компоненты – прямой продукт природы (деревья, растения, шерсть животных), хотя и после некоторой переработки. Исключениями являются только пластилин и синтетические ткани. Пластилин при желании можно заменить глиной, а синтетику – хлопком, льном или шерстью. Дело в том, что в данном контексте под понятием «природный материал» понимаются материалы именно живой природы, или же легко доступные «подножные» материалы, используемые в быту либо в художественном творчестве нашими предками (глина). Таким образом, пластилин и синтетика в данном контексте не относятся даже к «полуприродным» материалам.

Данная группа материалов может «сослужить» куда большую пользу воображению школьника, нежели вышерассмотренный «конструктор», так как развивает творческое воображение в более значительной степени. Здесь простор для воображения куда более велик. Например, чтобы создать те же объекты, что и с помощью «конструктора», используя вышеперечисленную группу материалов, потребуется гораздо большее напряжение ума и гораздо большая работа воображения, чем в предыдущем случае.

Перейдем теперь непосредственно к природным материалам, имея в виду, что в итоге школьнику необходимо максимально развить именно творческое воображение, в то время как развитие репродуктивного воображения является лишь начальным этапом.

На уроках труда обычно используют следующие простые природные материалы: ветки, шишки, листья, семена, солому, бересту, ракушки, орехи, каштаны, ягоды, овощи, куриные яйца и многое другое. Такие материалы как глина и древесина используют, как правило, в специальных кружках декоративно-прикладного искусства и народных ремесел (наличие таких кружков имеет неоценимое значение для развития младших школьников), но использование этих материалов на простых уроках труда тоже имеет место, правда в меньшей степени. Здесь следует отметить, что использование природного материала в чистом виде является в большинстве случаев затруднительным в силу усложнения процесса длительным поиском некоторых необходимых звеньев композиции среди природного материала. Поэтому, как правило, к природному материалу добавляют некоторое количество неприродных компонентов для упрощения работы. Однако, в целом композиция является «природной».

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Работа с научной литературой
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для ...

Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном возрасте
Все случаи речевых расстройств, когда ребёнок с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются речевыми нарушениями. Как правило, ребёнок с речевыми нару ...

Уровни педагогического творчества
Выделяют следующие уровни педагогического творчества: Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru