Процесс развития классного коллектива является противоречивым и нелинейным. Это связано с тем, что детский коллектив, развивался как психологическая общность, содержащая в себе зоны нестабильности и саморазвития, которые возникают, прежде всего, в сфере отношений. Они-то и становятся источниками либо прогрессивного, либо регрессивного развития.
Для классного коллектива, как для всякой социальной общности, присуща самоорганизация. Это одна из сторон его развития; она, не являясь прямым следствием процесса управления классом, и порождает эти зоны.
Класс можно рассматривать как некую социальную систему, а для любой системы поле путей ее развития, и выход на тот или иной путь, в частности, связан с явлениями, происходящими внутри класса на микроуровне.
Поэтому появление новичка в классе, незначительные изменения в структуре взаимоотношений, могут оказать на определенном отрезке времени более существенное влияние на процесс развития класса, чем целенаправленные действия педагогов.
Развитие коллектива в классе в значительной степени зависит от открытости, внешних связей и взаимодействия с различными общностями в школе и вне нее.
Так же существует несколько стадий развития коллектива. На первоначальной стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Отношение к различным видам деятельности только начинает формулироваться, и оно неустойчиво.
К концу этой стадии появляется заинтересованность в совместных делах, но не у всех школьников. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Обычно к концу этой стадии одноклассники при наличии разнообразной и интересной для них деятельности делают ее объектом своих суждений, микрогруппы образуются довольно интересно:
Порой лишь на основе симпатий, но чаще на основе общности интересов. В центре, как правило,- дети, обладающие привлекательными для всех знаниями, умениями либо обладающие соблазнительными для других вещами (компьютером, музыкальными записями и т.д.). В последнем случае микрогрупы носят неустойчивый характер и, если не появиться другого мотива их объединения, распадается уже на первоначальной стадии коллектива. В классе в этот период обычно значительное количество изолированных школьников.
На этой стадии коллектива происходит и в основном завершается «узнавание» его членами не только друг друга, но и микрогрупп.
Наиболее интенсивно этот процесс реализуется в совместной деятельности, когда каждая микрогруппа играет в ней особую роль. При этом происходит выдвижение лидирующей микрогруппы, направленность и нормы, которой могут быть приняты всем классом. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохраняющиеся оказываются связанными для жизни класса вопросами.
Эмоциональная атмосфера вначале неустойчива, часто бывают сильные перепады общего настроения. Чувство «мы – единое целое», «мы – коллектив» возникает только в делах, которые удается организовать как коллективные. Общественное мнение только начинает формироваться и легко меняется в зависимости от обстоятельств. Уже к завершению первоначальной стадии развития коллектива. Вместе с тем вклад класса в общешкольные дела может быть различен в зависимости от организации его жизнедеятельности. Контакты с другими первичными коллективами школы и вне ее чаще всего эпизодичны.
К окончанию первой стадии большинство учащихся принимает цели коллектива, и участвует в коллективных делах, но доля этого участия неодинакова, часть школьников (актив) уже на этом этапе получает возможность проявления своих творческих возможностей.
Смотрите также::
Обучение аутичных детей в условиях Центров коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
Существует целый ряд учреждений, куда могут быть помещены дети с аутизмом: ● дошкольные центры по уходу за детьми в дневное время ● центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) ● медицинские дневные центры ● психиатрические дневные стационары ● спе ...
Развитие образного мышления
Развитие образного мышления означает переход человека на более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению с тем уровнем, на котором он раньше находился. Одной из наиболее известных теорий развития мышления человека является теория, разработанная Ж. Пиаже. Развитее образного мышления мо ...
Анализ особенностей функционирования элементов образовательной
системы в Российской Федерации
Рассматривая развитие школы с точки зрения повышения качества уже имеющихся ресурсов, очевидно, что важным действующим элементом качества является программа развития ИКТ - среды, ее активное проникновение во все составляющие образовательного процесса – от управления до обучения и воспитания. Для эт ...