Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Набедренная одежда

Набедренная одежда

Страница 2

Если такие штанины готовили для работы, то их шили из конопляных или грубых льняных тканей. Плисовые же штаны использовались в качестве праздничных. Их украшали тамбурными вышивками разноцветного шелка по боковым карманам и по низу, так как носили поверх обуви (рис. 41).

Рис. 41. Мужские штаны из черного плиса

Помимо этого, карманы (прорезного типа), прореху спереди окантовывали полосками кумача. В случае, если один из карманов был непрорезным, то его имитировали кантами и вышивкой.

Штаны со штанинами из кошеных полотен отмечены у "поляков" Южного Алтая как повседневная, рабочая одежда. При раскрое этих штанов разрезали, примерно по диагонали, два уложенных одно на другое полотна, которые предварительно сметывались по краям. Получившиеся при этом остатки в виде небольших клиньев пришивались к задним полотнам, после чего стачивались боковые швы и пришивался пояс. Этот тип покроя, таким образом, отличался от вышерассмотренных, так как штанины выкраивались исключительно из кошеных полотен. Абсолютно такой же покрой штанов был зафиксирован автором у семейских Забайкалья. Аналогии находим и с плисовыми шароварами, бытовавшими у русского населения Пермской области.

Штаны прямого покроя характеризовались тем, что конструктивную основу в них составляли прямые, перегнутые по долевой нити, штанины, которые соединялись друг с другом непосредственно или через дополнительное полотно. Кошеные полотна в такой одежде отсутствовали. К таким штанам (чембарам) нами отнесены те, которые выкраивались из трех прямых полотен грубого холста, два из которых шли на штанины, а третье - на мотню, втоки. При этом штанины перегибались по нити основы, а мотня - на утку. Сшитые из трех прямых полотен, указанные штаны были такими широкими в обхвате, что при необходимости их могли надевать поверх нижних подштанников, а также заправлять полы шуб, шабуров, понитков и т.д. На фигуре чембары удерживались с помощью конопляного гашника. Штанины описанного покроя являлись одним из основных видов зимней рабочей и промысловой одежды старообрядцев Верх-Бухтарминской волости, Сарасинской инородческой управы. Появление чембар у русских старожилов Юго-Восточного Алтая мы связываем с влиянием костюмных форм соседнего казахского населения, у которых такие штаны бытовали издавна. Подобного покроя штаны были известны и семейским Забайкалья.

В чембарах, где прямые штанины соединялись друг с другом через прямоугольную вставку и расширяющую деталь, последнюю вырезали из квадратного куска полотна, у которого с одной стороны срезали уголки. Поместив эти уголки с другой стороны квадрата, их сшивали между собой и с квадратом таким образом, что в результате образовывался шестиугольник. Верхний край штанов укладывался в четырех местах в складки и обшивался поясом. Застегивались чембары на деревянную или металлическую пуговицу (рис. 42).

Рис. 42. Холщевые чембары

Во второй половине XIX - начале XX вв. штаны описанного покроя бытовали в качестве рабочей и промысловой одежды у старожилов Северного и Юго-Восточного Алтая. Как название, так и покрой свидетельствуют о возможности заимствования этого вида одежды у местного алтайского населения. У русских подобные штаны отмечены в костюме уральского казачества.

В изучаемое время повсеместно в Алтайском округе были известны чембары, в которых прямые штанины соединялись друг с другом непосредственно, без каких-либо соединительных вставок. Их шили из грубого холста, конопли или двух пар кусков кожи продолговатой, неправильной формы. По верхнему краю штаны закладывались в четыре складки - две спереди и две сзади и обшивались поясом из холста или шерсти (рис. 43).

Если холщевые штаны крестьяне шили сами, то чембары из бараньих, козьих шкур, маральих кож, замши, ямани, буйлины, косули, как правило, отдавали готовить алтайцам. Каменщики южных острогов Алтая одевали кожаные чембары не только на промысел или охоту, как большинство старожилов края, но и на праздники.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Система воспитания джентльмена в работах Дж.Локка
Известно, что многие авторы Нового времени разрабатывали гносеологию, как основу для правильной жизни (иногда гносеология и этика разрабатывались совместно, например, в работах Спинозы), то есть этика ставила некоторые задачи, которые переносили в строго гносеологическую плоскость, а затем вновь вы ...

Опрос – как важнейшее звено текущего контроля в 8 классах
Насколько важен опрос на уроке при текущем контроле знаний и умений учащихся? Некоторые учителя предлагают резко сократить опрос, ограничиваясь итоговым опрашиванием. Но что, же в этом случае произойдет? При редком опрашивании ученики перестают готовиться к урокам. Не спрашивают, а зачем готовиться ...

Влияние среды на личность
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Че ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru