Если такие штанины готовили для работы, то их шили из конопляных или грубых льняных тканей. Плисовые же штаны использовались в качестве праздничных. Их украшали тамбурными вышивками разноцветного шелка по боковым карманам и по низу, так как носили поверх обуви (рис. 41).
Рис. 41. Мужские штаны из черного плиса
Помимо этого, карманы (прорезного типа), прореху спереди окантовывали полосками кумача. В случае, если один из карманов был непрорезным, то его имитировали кантами и вышивкой.
Штаны со штанинами из кошеных полотен отмечены у "поляков" Южного Алтая как повседневная, рабочая одежда. При раскрое этих штанов разрезали, примерно по диагонали, два уложенных одно на другое полотна, которые предварительно сметывались по краям. Получившиеся при этом остатки в виде небольших клиньев пришивались к задним полотнам, после чего стачивались боковые швы и пришивался пояс. Этот тип покроя, таким образом, отличался от вышерассмотренных, так как штанины выкраивались исключительно из кошеных полотен. Абсолютно такой же покрой штанов был зафиксирован автором у семейских Забайкалья. Аналогии находим и с плисовыми шароварами, бытовавшими у русского населения Пермской области.
Штаны прямого покроя характеризовались тем, что конструктивную основу в них составляли прямые, перегнутые по долевой нити, штанины, которые соединялись друг с другом непосредственно или через дополнительное полотно. Кошеные полотна в такой одежде отсутствовали. К таким штанам (чембарам) нами отнесены те, которые выкраивались из трех прямых полотен грубого холста, два из которых шли на штанины, а третье - на мотню, втоки. При этом штанины перегибались по нити основы, а мотня - на утку. Сшитые из трех прямых полотен, указанные штаны были такими широкими в обхвате, что при необходимости их могли надевать поверх нижних подштанников, а также заправлять полы шуб, шабуров, понитков и т.д. На фигуре чембары удерживались с помощью конопляного гашника. Штанины описанного покроя являлись одним из основных видов зимней рабочей и промысловой одежды старообрядцев Верх-Бухтарминской волости, Сарасинской инородческой управы. Появление чембар у русских старожилов Юго-Восточного Алтая мы связываем с влиянием костюмных форм соседнего казахского населения, у которых такие штаны бытовали издавна. Подобного покроя штаны были известны и семейским Забайкалья.
В чембарах, где прямые штанины соединялись друг с другом через прямоугольную вставку и расширяющую деталь, последнюю вырезали из квадратного куска полотна, у которого с одной стороны срезали уголки. Поместив эти уголки с другой стороны квадрата, их сшивали между собой и с квадратом таким образом, что в результате образовывался шестиугольник. Верхний край штанов укладывался в четырех местах в складки и обшивался поясом. Застегивались чембары на деревянную или металлическую пуговицу (рис. 42).
Рис. 42. Холщевые чембары
Во второй половине XIX - начале XX вв. штаны описанного покроя бытовали в качестве рабочей и промысловой одежды у старожилов Северного и Юго-Восточного Алтая. Как название, так и покрой свидетельствуют о возможности заимствования этого вида одежды у местного алтайского населения. У русских подобные штаны отмечены в костюме уральского казачества.
В изучаемое время повсеместно в Алтайском округе были известны чембары, в которых прямые штанины соединялись друг с другом непосредственно, без каких-либо соединительных вставок. Их шили из грубого холста, конопли или двух пар кусков кожи продолговатой, неправильной формы. По верхнему краю штаны закладывались в четыре складки - две спереди и две сзади и обшивались поясом из холста или шерсти (рис. 43).
Если холщевые штаны крестьяне шили сами, то чембары из бараньих, козьих шкур, маральих кож, замши, ямани, буйлины, косули, как правило, отдавали готовить алтайцам. Каменщики южных острогов Алтая одевали кожаные чембары не только на промысел или охоту, как большинство старожилов края, но и на праздники.
Смотрите также::
Психологические основы методики обучения чтению
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию. Егоров Т. Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звукобуквенными обозначениями; б) послоговое чтение; в) ступень становления синтетич ...
Управление
самостоятельной деятельностью учащихся
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Управление самостоятельной деятельностью присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием ...
Роль и место курса истории математики при конструировании
курса математики
Настоящее время характеризуется усилением внимания к гуманитарному потенциалу математического образования. Это связано с тенденцией мирового образовательного процесса по приобщению учащихся к духовной культуре, развитию их творческой деятельности, самостоятельному открытию новых знаний. Одним из ус ...