Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Набедренная одежда

Набедренная одежда

Страница 1

К одежде для нижней части тела, так называемой набедренной, или поясной, у русских крестьян-старожилов Алтайского округа относились различные штаны, известные под названиями штаны, порты, гачи, ч/а/ембары, шаровары.

В этнографической литературе уже высказывалось мнение об отсутствии более или менее стройной типологии штанов, для характеристики которых еще используются такие относительные признаки как "узкие", "широкие" и т.д. По указанной причине автор при разработке типологии счел нужным руководствоваться не подобными характеристиками, а, как и в других видах одежды, покроем (конструкциями штанин, способами соединения между собой).

Штаны со штанинами из прямых и кошеных полотен.

Штаны из трех, продольно сшитых полотен, среднее из которых разрезается по диагонали; прямые и раскошенные полотна соединяются последовательно прямыми и поперечными срезами (рис. 39, а, б).

Штаны изготавливаются из трех полотен, одно из которых разрезается на 2 - 4 клина; клинья при этом соединяются поперечными сторонами и в готовом виде располагаются продольно (рис. 39, в).

Штаны со штанинами из кошеных полотен, которые получаются разрезанием по диагонали двух, предварительно сметанных, полотен; каждая

штанина состоит из двух частей, причем задние надставляются малыми клиньями, получаемыми при раскрое основных полотен (рис. 39, г).

Штаны с прямыми штанинами, сшитыми из одного или нескольких полотен.

Штаны, в которых штанины изготавливаются из прямых полотен, соединяемых перегнутым поперечно полотном прямоугольной формы; за счет полотна-вставки образуется "широкий шаг" (рис. 39, д).

Штаны с прямыми штанинами, соединенными прямоугольными ("широкий шаг") и расширяющей вставками (рис. 39, е).

Штаны с прямыми штанинами из холста, кожи, замши и т.д., сшитыми без каких-либо соединительных вставок (рис. 39, ж).

Рис. 39. Схемы раскладок кроя мужских штанов

Рассмотрим последовательно каждый из выявленных нами типов и вариантов.

Штаны из прямых и кошеных полотен в изучаемое время были распространены в Верхнем Приобье повсеместно под названиями штаны, реже порты, подштанники. Белые холщевые штаны такого покроя входили в погребальный и рабочий комплекс одежды старожильческого населения (ч/а/ембары, далее в одной редакции) (рис. 40, а, б), а сшитые из пестряди использовались как повседневные и праздничные.

Рис. 40. Контурные чертежи мужских штанов: а – из белого холста; б – из белого холста (виды спереди и сзади)

В последнем случае их носили под рубахами на бедрах, заправляя низки в сапоги или обутки. У старожильческого населения северных районов установлен факт бытования белых льняных штанов указанной конструкции с кумачовыми или другого материала вставками - мотней, или втокалш между штанин. Вследствие того, что в конце XIX - начале XX вв. российскими были завезены на Алтай неорнаментированные, из однотонных тканей, порты, описанные пестротканые и из белого льна штаны стали выполнять функцию нательного белья. В некоторых отдаленных районах края самотканые, "с полосой" или "с клеткой", штаны продолжали носить еще и в 20 - 30-е гг. XX в. По сообщению наших информаторов, не носили портов только мальчики до 7 -10 лет, а также кое-где старики, которые ходили дома в одних рубахах. Штаны указанного покроя названы Г.С. Масловой общерусскими и рассматриваются ею как старинная одежда. Как будет показано ниже, наши исследования подтверждают этот вывод.

Конструкция таких штанов нессиметрична раскошенные полотна соединяются резями, спускаясь острыми уголками к низу штанин. При детальном изучении мужских портов у разных групп населения Алтая были выявлены следующие этапы их изготовления: во-первых, сшивали три полосы холщевых или пестрядинных полотен, в результате чего получалась "распашная юбка" из трех точек, соединение осуществлялось швом встык; во-вторых, разрезали среднее полотно по диагонали, полученные косины пришивали поперечными срезами к целым полотнам швом рубчик; в-третьих, прямые полотна перегибались вдоль по нитям основы, соединяясь с косинами швом рубчик; наконец, в-четвертых, верхний край штанов подгибали или обшивали поперечной полоской ткани, куда продергивался гашник, с правого бока прорезали карман, края которого обшивали кумачом или другим, контрастным по цвету, материалом; сбоку, для прорехи, шов оставляли незашитым, окантовывая его также кумачом. Как видно из вышеизложенного, вся конструкция здесь решалась одним лишь косым разрезом полотна, за счет которого и осуществлялся переход от "распашной юбки" к рассматриваемым штанам. Для одежды российских переселенцев конца XIX -начала XX вв. был также характерен такой покрой портов, которые, однако, отличались от старожильческих меньшими размерами среднего полотна.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Болонский процесс включает в себя следующие ключевые моменты
1. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего об ...

Контроль языковых навыков и речевых умений в средней школе
Разным этапам обучения свойственны свои объекты контроля. В зависимости от объектов контроля выбираются приемы контроля. Основными объектами контроля согласно государственному стандарту основного общего образования являются: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных в ...

Эволюция представления о джентльменстве в английском обществе
Французский писатель Андре Моруа, знаток Англии, сказал, что: "Джентльмен, настоящий джентльмен, — это наиболее привлекательный тип в эволюции млекопитающих". В этой шутке есть большая доля истины. Действительно, трудно найти другой такой пример, как образ джентльмена, влияние которого ра ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru