Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Набедренная одежда

Набедренная одежда

Страница 4

Широко используемый зимней шапкой на Алтае был малахай, или треух. Этот головной убор шили с цилиндрообразной тульей из сукна и четырьмя лопастями из меха, которые, будучи опущенными, закрывали лицо и затылок. В Лричумытье малахаи, или треушки готовили с околышами из мерлушек или, у кого имелись средства, из лисицы. Особенно теплыми были малахаи крестьян Сарасинской управы - из зайца на бараньем меху. Каменщики Верх-Бухтарминской волости боковые лопасти малахая связывали со спины широкою цветною лентою - по обычаю, сложившемуся, видимо, под влиянием южных алтайцев, к уборам которых традиционно прикреплялась пара ленточек. Нарядной у бухтармияцев была и тулья - не только суконная, но и бархатная или плисовая.

Недостаток фактического материала пока не позволяет установить где и когда у русских появился такой популярный не только в Сибири, но и в Европейской России убор, как малахай. Четырехлопастные меховые шапки-малахаи в прошлом бытовали у казахов, алтайцев, татар, монголов и прочих народов, в костюме которых они имели глубокие традиции. Столь широкий ареал распространения такого убора, несомненно, свидетельствует о его большой практичности, удачном соответствии конструкции, используемых материалов назначению. Этнограф Л.Л. Викторова считает, что русский термин "малахай" является заимствованием из монгольских языков (от монгольского "малгай").

Рациональный подход сибирского крестьянства к подбору одежды способствовал появлению и других форм головных уборов, которые хорошо соответствовали природным условиям. Таковыми были меховые шапки с длинными, обвязывавшимися вокруг шеи, ушами (ушанки), которые в пургу, метель хорошо защищали не только голову, но и грудь, шею. Такие ушанки, сшитые из овчины, каракуля, а также телячьих, медвежьих, заячьих, бобровых, волчьих мехов, носили в холодное время и мужчины, и женщины. Крестьяне, занимавшиеся охотой, обязательно делали себе особо теплые лисьи шапки. Отправляясь в дальнюю дорогу, поверх меховых уборов обыкновенно накидывали суконные башлыки-капюшоны с длинными ушами, которыми, как и в меховых шапках, заматывали и завязывали шею. Шапки-ушанки из-за высокой функциональности, практичности быстро усваивали и вновь прибывавшие российские переселенцы. Меховые и суконные ушанки бытовали в XIX в. и у иных групп русских, например, северо-восточных районов России, где такие уборы назывались долгоушками. Были они известны и у народов, живших в сходных климатических и географических условиях (например, манси и т.д.), т.е. там, где имелась необходимость прятать лицо от холодного ветра или, при резкой смене температуры, сбрасывать шапку с головы, закрепляя ее ушами на шее.

Большим своеобразием во второй половине XIX в. отличались зимние шапки части чалдонов, "поляков", кержаков, а именно те из них, которые напоминали польские конфедератки.

В первом десятилетии XX в. зимние шапки-конфедератки уже, практически, вышли из употребления. Такие, четырех угольные, шапки отмечены на прежней территории обитания "поляков" - в Белоруссии, откуда, вероятно, они и были завезены ими на Алтай. Примечательно, что аналогичного же вида шапки бытовали и у русских по р. Туда Тверской губернии - местности, называемой в народе "Польшей". Сравнительно позднее распространение этих шапки имели в тех районах России, где население занималось извозом (Ярославской, Архангельской, Тверской губерниях).

В начале XX в., как праздничные уборы, в приобских селах бытовали кубанки и папахи - цилиндрообразные по форме с высокими околышами из мерлушек или шкурок бобров. При этом донышки кубанок далались из сукна, а папах - из того же меха, что и околыш. Распространение на Алтае папах и кубанок из черных, белых, рыжих мерлушек и прочих мехов было, вероятно, связано с влиянием сибирского казачества, у которых такие уборы бытовали ранее.

В народном костюме воплощены представления многих поколений о красоте, гармонии, целесообразности. Здесь веками, как в природе, отбирались, отшлифовывались формы, покрои, декоративные элементы. История не прерывается, каждая новая ее страница неизменно связана с другой – из прошлого и из будущего. Костюм как часть материальной культуры этноса, красноречивым и понятным языком рассказывает о народе, создавшем его.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

«Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов
Вначале была лепешка. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов тес ...

Принцип наглядности в обучении
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Испо ...

Сущность и виды воображения
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, харак ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru