Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Набедренная одежда

Набедренная одежда

Страница 3

Рис. 43. Чембары из козьих шкур

Описанные штаны из теплых, непромокаемых материалов как нельзя лучше соответствовали образу жизни, занятиям людей, а также природным условиям на Алтае. Видимо, по этой причине они, столь популярные в одежде местных народов, вошли и в быт русских крестьян.

К рассмотренному варианту можно отнести и распространенные на Алтае в качестве праздничной одежды шаровары. В них, как и в чембарах, на каждую штанину отрезали прямые полотна. При этом штанины, сшивавшиеся из 1,5 - 2-х таких полотен, бывали порой настолько широки, что напоминали собой юбки. Ширину, кроме того, увеличивала вшивавшаяся между штанин вставка в виде ромба или квадрата. Для шаровар использовались дорогие ворсовые материалы - бархат, плис, шелковые и бумажные китайские ткани, а позже, в конце XIX - начале XX вв., российские сатины, сукна, миткаля, бумазеи и т.п. В это время шаровары уже не украшались, но в тех районах, где в прошлом эта традиция бытовала, их предпочитали шить из ярких, узорчатых тканей (Верх-Бухтарминская, Ануйская волости). Шелковые и миткалевые штаны обычно подшивались с изнанки подкладочной тканью. Носили шаровары с незаправленными рубахами, заложив низки штанов в сапоги или обутки. Был распространен также обычай надевать их поверх нижних кошеных штанов - подштанников. По воспоминаниям информаторов, "мода" на широкие штаны приходилась по вкусу и российским переселенцам, которые начинали себе шить такие же.

Во второй половине XIX - начале XX вв. головные уборы крестьян Южного Алтая были весьма разнообразными. По используемым материалам их можно подразделить на тканевые (суконные), войлочные, с меховой опушкой по околышу, а также полностью меховые. В зависимости же от способа изготовления шапки различались катаные и шитые.

Летом и в осенне-весенний период крестьяне Алтайского округа носили валяные из шерсти шляпы, которые катали, как правило, сами. Они могли быть с округлой, горшкообразной, цилиндрической тульей, без полей, а также с узкими или широкими полями. Круглые, самотканные шляпы рассматривались в изучаемое время как "стариковские", поскольку постоянно их носили старики. Однако в рабочем костюме такие шапки сохранились и у других возрастных групп мужчин. У "поляков" Южного Алтая стариковскими считались валяные же шапки, отличавшиеся, однако, большей высотой и более сложными формами (конусообразными, расширяющимися кверху; состоящими из 2-х соединенных вершинами конусов). Высокие, столбообразные шапки, вероятно, сохранились у "поляков" как дериват старорусских головных уборов XVI - XVII вв., которые, хотя и изготавливались из других материалов (мехов), но характеризовались аналогичными же формами тульи. Этому не могли не способствовать указы Петра I о необходимости носить в присутственных местах "шапку высокую" (указ от 12 апреля 1722 года). В XIX в. уборы рассматриваемого вида также бытовали в белорусских, западноукраинских костюмах.

Для молодых мужчин и парней наиболее распространенными в качестве праздничных были черные поярковые шапки, которые "по-алтайскому" обычаю носились слегка сдвинутыми на правый бок; у молодежи Северного Алтая любимыми уборами являлись алкачи - шапки из плиса или сукна с пушковым околоком. Это нехарактерное для русских шапок название созвучно казахскому "алка" - наушным и нагрудным украшениям. Возможно, что эти уборы, являясь русскими по происхождению, заимствовали свое название из местных костюмов. Однако, ввиду отсутствия достаточных сведедний, трудно сказать где и когда произошло это заимствование. В горных районах Юга Алтая молодые люди ходили летом в плисовых или суконных шапках с околышем из мерлушек, а также в оригинальных поярковых шляпах с кистями из гаруса. Последний вид уборов, неизвестных у русских Европейской России, был, видимо, взят из алтайской одежды, для которой он являлся традиционным. Помимо этого, выходные шапки украшались подтыкавшимися за ленту тульи разноцветными перышками и искусственными цветами.

Зимние головные уборы крестьян Алтайского округа прекрасно соответствовали природно-климатическим условиям края. Вместе с тем, при этом наблюдался интересный парадокс, не раз отмечавшийся нашими информаторами: в то время как в летнюю жару старожилы носили валяные из шерсти шляпы, зимой, в 40-градусные морозы, могли ходить вообще без шапок. Это, конечно, было обусловлено традицией, а не отсутствием таковых, так как почти каждый мужчина имел для повседневной носки суконные шапки на овчинном меху с околышем из мерлушек. Зимние шапки шили и из телячьих шкур. Причем, если молодые парни носили эти шапки немного сдвинутыми на правое ухо, то пожилые мужчины надевали их обычно прямо.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действит ...

Взгляды зарубежных представителей педагогики
История педагогики изучает и освещает развитие педагогической теории в той общественно-политической обстановке, в которой она развивается. Наряду с вопросами о всестороннем развитии ребёнка, важное внимание уделяется проблеме развития индивидуально-творческих возможностей. Впервые этот вопрос рассм ...

Задачи по формированию эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности
развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; показать, как н ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru