После обучения студентов по программе «Использование современных инфокоммуникационных технологий в дистанционном обучении», весь образовательный процесс осуществлялся посредством компьютерных программ. Что в свою очередь способствовало как лучшему усвоению программного материала, так и расширило возможности в самообразовании и саморазвитии студентов. Подтверждением этому являются результаты диагностики способности к творческому саморазвитию студентов дистанционной формы обучения. Контрольные измерения проводились с целью проверки результативности педагогических условий введенных на этапе формирующего эксперимента. Данные представлены в таблице 2.
Для определения степени изменения показателей «самости» для каждой из выделенных групп сформирована таблица 3. Из которой наглядно видно – самый больший уровень развития способности к творческому саморазвитию наблюдается в 1 и 3 группах, с наименьшей степенью владения современными информационными технологиями. Эти данные подтверждают взаимосвязь между способностью к самообразованию и саморазвитием и расширением возможности к получению качественной и разнообразной информации за относительно короткое время. При этом у студентов второй группы менее выраженное изменение в способности к творческому саморазвитию. Возможно это объясняется тем, что хорошо владея компьютером, студенты грамотно используют его возможности в учебном процессе, уже без дополнительного обучения этому умению, поэтому эти организационно-педагогические условия не способствовали побуждению к творческому саморазвитию.
Таблица 3. Отклонения показателей «самости» констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Показатель |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
Самообразование |
1,86 |
2,00 |
1,83 |
Самопознание |
1,64 |
1,84 |
1,92 |
Самоопределение |
1,70 |
1,79 |
1,31 |
Самоуправление |
1,74 |
1,67 |
1,78 |
Самосовершенство |
1,59 |
2,13 |
1,90 |
Самореализации |
1,51 |
1,64 |
1,13 |
Саморазвитие |
1,98 |
1,46 |
2,12 |
Наглядно изменение показателей «самости» можно увидеть при сравнении данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента для каждой из групп в отдельности. Результаты представлены на рисунках 5, 6, 7.
Из рисунка 5 наглядно видно, что у студентов дистанционной формы обучения из первой группы с неярко выраженной потребностью использования инфокоммуникационных технологий в самообразовании, в результате введенных педагогических условий произошел, рост по всем видам «самости». В частности наиболее значительные изменения произошли по критерию «саморазвитие» - на 1,98 балла. Показатель «самообразование» составил 1,86 балла, по критерию «самопознание» изменение составило 1,74 балла, по критерию «самоопределение» студенты показали изменения на 1,70 балла, по критерию «самоуправление» изменения составили 1,74 балла. Самые незначительные изменения произошли по критерию «самореализация», что составило 1,51 балла.
Смотрите также::
Конспект проблемного урока по теме «Основы термодинамики»
Проблемный урок по теме «Внутренняя энергия» Цель урока: ввести понятие внутренней энергии тела; познакомить учащихся с двумя способами изменения внутренней энергии. Тип урока: комбинированный. План урока Молекулярно-кинетическая трактовка понятия внутренней энергии тела. Вывод формулы внутренней э ...
Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений
Творчество — это процесс создания нового. Его характеризует продук-тивность мысли. Учащиеся, узнавая новое, делают открытия для себя, и очень важно, чтобы к открытиям они подходили сами и всегда стремились к этому. В каждом даже самом маленьком открытии, которое делают для себя учащиеся, овладевая ...
Введение понятия прямоугольного треугольника
Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. Точки называются вершинами треугольника, а отрезки – сторонами. На рисунке 1 мы видим треугольник с вершинами A, B, C и сторонами AB, AC, CB. Треугольник обозн ...