Сущность этого типа технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционально, теоретического и практического познания окружающего мира.
Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.
Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Проектная технология может обеспечить проблемно – поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта – прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов.
Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения – проблемного изложения, исследовательского метода. Число вопросов и заданий на создание учебных проектов возрастает от 6 к 10 классу. Так, в учебнике В.Я. Рома и В.П. Дронова «География России. Население и хозяйство» учитель находит немало заданий типа «Мы проектировщики» (создание проектов вариантов новых железных дорог России), задание на создание совместно с зарубежными фирмами проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны и новых независимых государств (стран СНГ).
Начинать применение проектной технологии целесообразно уже при изучении начального курса географии. Школьникам можно предложить задачи на составление простейших прогнозов-проектов, например, по синоптической карте или выполнить проектные задания, помещенные в атласе контурных карт, например, предложить свой вариант проекта освоения территории, план которой представлен на с. .
В процессе изучения курса географии материков учителями географии уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками, например, по карте литосферных плит изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Проекты составляются на базе знаний основ теории движения литосферных плит. В процессе моделирования с фрагментами разрезанной контурной карты школьники создают индивидуальные проекты предполагаемого облика Земли, который может образоваться через миллионы лет. Задания к реализации проектов имеются в специальных пособиях для учащихся по всем курсам географии.
При изучении природных зон Земли и отдельных материков целесообразно предложить учащимся задание по созданию проекта озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания. Известно, что родина большинства комнатных растений – природные зоны субтропических, тропических и экваториальных широт. Вначале необходимо разработать основу для составления проекта озеленения. Например, помещения каждого этажа школы можно озеленить растениями, принадлежащими той или иной природной зоне (субтропиков, влажных лесов, пустынь и т.д.). А другая идея – разместить растения согласно их родине – растения из Африки, Южной Америки и др. Защита таких проектов может проходить в дни географии или на каком-либо празднике школы.
Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов. Как правило, на выполнение задания, т.е. на составление проекта дается большой отрезок времени (месяц, неделя, в зависимости от объема работы), составляется план работы, подбираются источники информации (необходимо установить связь со школьной и районной детской библиотеками). Работа по созданию учебных проектов не обязательно индивидуальна. Целесообразно давать задания и для создания проектов малыми группами, в которых объединены усилия нескольких учащихся. Например, проект развития общественного транспорта в микрорайоне школы требует длительной работы по изучению маршрутов различных видов транспорта, нанесению их на картосхему района, изучению пассажиропотоков, составлению проектов улучшения работы транспорта. По окончании такой работы над проектом школьники могут составить предложения по улучшению работы транспорта для муниципальных органов.
Смотрите также::
Виды эмоций
Значение собственно эмоций в эмоциональной жизни человека особенно велико. Оно состоит в следующем. Во-первых, они являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается путем обобщения эмоций, возникающих к объекту в разных ситуациях. Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение ...
Принцип постепенного повышения требований
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок. Необходимость регулярного обнов ...
Сущность индивидуально - личностного взаимодействия
Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного коллектива привело в теории и на практике к ослаблению внимания к проблемам индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма, при однозначном поощрении воспитания ко ...