Новое в педагогике » Педагогические условия творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения

Педагогические условия творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения

Современный этап развития общества предполагает необходимость быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и постоянно самосовершенствоваться. Уже недостаточно совместных усилий учителя и студента для достижения превосходного результата, на первый план выходит процесс творческого саморазвития студентов, особенно дистанционной формы обучения. Вместе с тем создаются новые технологии, интеграция и применение которых является основной задачей грамотного специалиста.

Творчество учителя предполагает комплексное и вариативное использование всей совокупности полученных знаний и практических умений, заключается в видении, осмыслении и решении возникающих проблем, готовности к субъект-субъектному взаимодействию, способности к рефлексии, признании своих будущих студентов субъектами образовательного процесса.

Усиление внимания к проблеме саморазвития сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека как самостоятельность, инициативность, активность, способность к саморазвитию. Изменение социально-политических, социально-экономических условий жизни, демократизация и гуманизация образования вызывают необходимость творческого саморазвития человека. В связи с этим проблема саморазвития и использования личностного потенциала приобретает в настоящее время качественно новый уровень.

В массовой практике подготовка будущих специалистов в основном ориентирована на педагога, способного передавать учебную информацию и контролировать ее результаты, а не на педагога способного создавать образовательную развивающую среду для своих учеников. Проблему развития индивидуальности, творческих способностей, активности, самостоятельности, ответственности у студентов может решить педагог, обладающий этими качествами, осознающий собственную субъектно-творческую позицию. Таким образом, социально-образовательная ситуация требует от педагога умений жить и работать в условиях постоянно меняющегося мира, быть готовым к решению психолого-педагогических задач в обучении и воспитании студентов как субъектов учебного процесса.

Как нигде подобный подход характерен для системы дистанционного обучения. Развитие студента определяется его включением в различные виды деятельности и в систему межличностных отношений. Но не всегда есть возможность сделать это непосредственно. Следовательно, сегодня необходимо выявить и активно использовать те виды учебно-познавательной деятельности, которые способствуют процессу саморазвития.

Так, в исследованиях, обращенных к проблеме творческого саморазвития (В.И. Андреев, Н.Р. Битянова, А.И. Буренина, Е.А. Варнавских, Г.И. Иванов, Н.Е. Коробкина, А.С. Косогова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.А. Лобейко,Г.А. Медяник, Е.Е. Чудина, Г.А. Федотова.. и др.) доказано, что требованиям сегодняшнего дня отвечает саморазвивающая личность, способная осознать и принять ценностно-целевые установки на овладение механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности. Процесс творческого саморазвития взрослого человека, по мнению ученых, следует рассматривать в рамках системологического подхода, который дает возможность изучить не только механизмы, внутреннюю структуру и основные компоненты феномена, но и условия и факторы, оказывающие влияние на динамику и направленность саморазвития. В педагогической литературе раскрыты сущность самопознания и саморазвития, определенные аспекты творческого саморазвития будущих педагогов в учебной деятельности. Актуальность исследования обусловлена потребностью педагогической науки в разработке эффективных педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность организационно-педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения.

Объект исследования: творческое саморазвитие студентов дистанционной формы обучения.

Предмет исследования: педагогические условия творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения.

Гипотеза исследования: одним из эффективных педагогических условий формирования способности к творческому саморазвитию является введение в учебный процесс спецкурса «Использование инфокоммуникационных технологий в дистанционном обучении»;

Цель и гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Выявить и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий, влияющих на творческое саморазвитие студента дистанционной формы обучения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- концепции профессионально творческого саморазвития (В.И.Андреев, Л.Н. Макарова, В.Г. Маралов, Е.Е. Чудина, И.А. Шаршов);

- формирования творческой направленности личности (Л.И. Божович, Л.П. Гимпель, В.А. Дмитриева, Б.И. Додонова, СЕ Евтушенко, А.Н. Зимина, А.К. Ковалева, В.Т. Кудрявцева, М.З. Неймарк, П.Н. Осипов, А.В. Петровский, Е.В. Пчелинцева, Н.Н. Подьяков, С.Л. Рубинштейну, В.Э. Чудновский и др.);

Базой исследования является: центр дистанционного обучения Нижнекамский филиал института экономики управления и права.

Методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент; моделирование, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности студентов (сочинения, творческие работы, творческие проекты) и выполнения учебных заданий, беседы, наблюдения.

творческий саморазвитие дистанционный обучение


Смотрите также::

Развитие креативности средствами интерпретации
Для проверки выдвинутой нами гипотезы об эффективности интерпретационной деятельности для развития креативности студентов было организовано экспериментальное исследование. Исследованием (2006 – 2007 гг.) было охвачено 40 студентов-филологов одного курса. В качестве экспериментальной группы выступал ...

Экспериментальное изучение связи успеваемости и успешности обучениямладших школьников с развитием свойств внимания
Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения у младших школьников. Большинство неуспевающих учащихся начальных классов характеризуются низким уровнем развития устойчивости, распределения и переключения внимания. Особенно важную роль точность распределения вни ...

Учет ошибок и работа над ними как важный фактор контроля за учебной деятельностью
Учителю необходимо всегда знать, как продвигаются его ученики в области грамматики правописания. Этому помогает ведение учителем учёта ошибок в письменных работах. В своей учетной тетради учитель отводит для наиболее слабых учеников страничку или несколько страничек. Он регулярно отмечает на этих с ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru