Новое в педагогике » Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков » Основные подходы к исследованию виктимности

Основные подходы к исследованию виктимности

Страница 4

В социальной практике уже давно существует специальные учреждения для лечения и содержания инвалидов, воспитание сирот, изоляции и перевоспитание правонарушителей и т.д. В развитых странах широкое распространение получили различные системы социальной защиты обездоленных групп населения, социального призрения и помощи им. В последние десятилетие в русле социальной работы объектами внимания и помощи становятся все новые группы людей, которых можно рассматривать как жертвы неблагоприятных условий социализации.

Одной из причин следует признать так же и отсутствие специальной отрасли знания, ориентированной на исследование и решение проблем, характерных для жертв неблагоприятных условий социализации в целом и специфических для каждого типа жертв в частности. Это не значит, что отдельные отрасли знания не занимаются проблемами людей - жертв неблагоприятных условий социализации.

Дефектология изучает проблемы людей, лишенных речи, зрения, слуха или имеющих тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющих различные формы недоразвитости мозга и задержки психического развития. Согласно М.В. Шакуровой эти люди так же являются жертвами неблагоприятных условий социализации, так как они недостаточно приспособлены к условиям социальной среды.

Криминология исследует причины противоправного поведения и способы борьбы с ним. Кроме того, в ее рамках существует специальный раздел – юридическая виктимология, изучающая особенности людей, ставших жертвами преступлений.

Психология виктимности - направление исследований юридической психологии, изучающее психологическое содержание и механизмы проявлений виктимности в поведении людей. Под виктимностью в юридической психологии понимается комплексное психологическое образование, содержащее потенциальную возможность для личности или группы людей, находящихся в критической жизненной ситуации и в условиях реальной опасности различной модальности (криминальной, экономической, транспортной и др.), стать жертвой, понести определенные физические и психологические потери, а также имущественный ущерб. Виктимность проявляется в виктимном поведении, обнаруживающемся в опасных ситуациях. С психологической точки зрения виктимность зависит в первую очередь от мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, во-вторых, – от доминирующих в конкретной опасной ситуации психических состояний и, в-третьих, – от уровня специальной тактической подготовленности к действиям в опасных ситуациях. Кроме того, виктимное значение имеют социально-психологические особенности окружающей социальной среды (например, среда маргиналов), существующие в ней нормы поведения и избранный образ жизни, который может «притягивать» к себе криминальное внимание и создавать угрозу криминального насилия. Психологические исследования виктимности позволили выделить ее различные уровни и особенности проявлений в различных опасных ситуациях. Теоретическое и прикладное значение имеет типология виктимности .

В психологии, начиная с сороковых годов, разрабатывается проблема изучения, диагностики и коррекции, негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия, насилие). По мнению М.В. Шакуровой, социальной педагогике так же необходима разработка проблемы «человек как жертва неблагоприятных условий социализации», что осуществляется в рамках социально – педагогической виктимологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Некоторые теоретические подходы к определению понятия "познавательный интерес"
Проблема интереса в современной науке представлена с различных позиций. В исследованиях М.Ф. Беляева15, А.А. Невского изучается психологическая природа интереса; в работах Ю.К. Бабанского16 познавательный интерес выступает в основном как средство обучения. Познавательный интерес рассматривается В.Н ...

Педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования
В данном параграфе нами были рассмотрены педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования. Согласно гипотезе нашего исследования, а также результатам теоретической разработки проблемы развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе ...

Анализ современных учебно-методических комплектов по английскому языку на предмет контроля речевой деятельности
В практической части данной работы мы осуществим анализ тех учебно-методических комплектов, которые вошли в Федеральный перечень учебников по иностранному языку, рекомендованы и допущены Министерством Образования и Науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2010/ ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru