Новое в педагогике » Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков » Основные подходы к исследованию виктимности

Основные подходы к исследованию виктимности

Страница 4

В социальной практике уже давно существует специальные учреждения для лечения и содержания инвалидов, воспитание сирот, изоляции и перевоспитание правонарушителей и т.д. В развитых странах широкое распространение получили различные системы социальной защиты обездоленных групп населения, социального призрения и помощи им. В последние десятилетие в русле социальной работы объектами внимания и помощи становятся все новые группы людей, которых можно рассматривать как жертвы неблагоприятных условий социализации.

Одной из причин следует признать так же и отсутствие специальной отрасли знания, ориентированной на исследование и решение проблем, характерных для жертв неблагоприятных условий социализации в целом и специфических для каждого типа жертв в частности. Это не значит, что отдельные отрасли знания не занимаются проблемами людей - жертв неблагоприятных условий социализации.

Дефектология изучает проблемы людей, лишенных речи, зрения, слуха или имеющих тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющих различные формы недоразвитости мозга и задержки психического развития. Согласно М.В. Шакуровой эти люди так же являются жертвами неблагоприятных условий социализации, так как они недостаточно приспособлены к условиям социальной среды.

Криминология исследует причины противоправного поведения и способы борьбы с ним. Кроме того, в ее рамках существует специальный раздел – юридическая виктимология, изучающая особенности людей, ставших жертвами преступлений.

Психология виктимности - направление исследований юридической психологии, изучающее психологическое содержание и механизмы проявлений виктимности в поведении людей. Под виктимностью в юридической психологии понимается комплексное психологическое образование, содержащее потенциальную возможность для личности или группы людей, находящихся в критической жизненной ситуации и в условиях реальной опасности различной модальности (криминальной, экономической, транспортной и др.), стать жертвой, понести определенные физические и психологические потери, а также имущественный ущерб. Виктимность проявляется в виктимном поведении, обнаруживающемся в опасных ситуациях. С психологической точки зрения виктимность зависит в первую очередь от мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, во-вторых, – от доминирующих в конкретной опасной ситуации психических состояний и, в-третьих, – от уровня специальной тактической подготовленности к действиям в опасных ситуациях. Кроме того, виктимное значение имеют социально-психологические особенности окружающей социальной среды (например, среда маргиналов), существующие в ней нормы поведения и избранный образ жизни, который может «притягивать» к себе криминальное внимание и создавать угрозу криминального насилия. Психологические исследования виктимности позволили выделить ее различные уровни и особенности проявлений в различных опасных ситуациях. Теоретическое и прикладное значение имеет типология виктимности .

В психологии, начиная с сороковых годов, разрабатывается проблема изучения, диагностики и коррекции, негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия, насилие). По мнению М.В. Шакуровой, социальной педагогике так же необходима разработка проблемы «человек как жертва неблагоприятных условий социализации», что осуществляется в рамках социально – педагогической виктимологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Сказки Пушкина
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ...

Воображение и формирование ребенка как личности
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воо ...

Общая характеристика гибкости как физического качества человека
«Гибкостью» в применении к физическим качествам человека принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственны ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru