Новое в педагогике » Процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении » Пути формирования диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции образовательных областей

Пути формирования диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции образовательных областей

Страница 1

Цель: разработать систему мероприятий, способствующих развитию диалогической речи детей дошкольного года в процессе интеграции образовательных областей и определить её эффективность.

По результатам первичного обследования дошкольники, посещавшие две разные группы, были поделены на две равнозначные группы (экспериментальную и контрольную).

Экспериментальная группа. Контрольная группа.

1. Матвей Н. 1. Аня М.

2.Милана С. 2. Настя М.

3. Настя М. 3. Данил С.

4. Динара А. 4. Илона Ш.

5.Никита Г. 5.Вова К.

6. Сережа Т. 6. Юля Д.

7. Рамиль Б. 7. Дима Н.

8. Айгуль А. 8. Дима Е.

9. Влад С. 9. Илья Ч.

10. Кирилл С. 10. Алеша Е.

В экспериментальной группе работа по развитию диалогической речи проводилась традиционным способом в процессе занятий, а в формирующей группе работа в данном направлении проводилась по предложенной системе, где дети обучались умениям вести диалог не только в процессе целенаправленного обучения, но и в повседневном общении друг с другом.

Для проведения формирующего этапа исследования были созданы все условия для эффективного обучения дошкольников навыкам диалогической речи. Педагогический процесс был выстроен таким образом, чтобы во всех видах деятельности обогащался словарь детей различными вежливыми словами, речевыми оборотами, соответствующими требованиям этики. Например, каждое занятие включало в себя программу по развитию речи и речевой культуры, а так же обучению умению строить и вести диалог, при этом осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Айгуль А, Рамилю Б., Кириллу С., Владу С., Динаре А. необходимо было пополнить словарный запас, учить их грамматически правильно строить предложения в простой и распространённой форме, обдумывать фразу, прежде чем произнести её, избавлять от привычки употреблять слова-сорняки, отвечать внятно и достаточно громко. А в работе с Матвеем Н., Никитой Г., Сережей Т., задачи ставились несколько иные, т.к. уровень их речевого развития выше, следовательно, и требования к ним предъявлялись более высокие: развивать выразительность речи, умение применять образные сравнения, обогащать словарь. В своей работе было учтено то, что если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником при общении друг с другом, чувствовать себя непринуждённым во время разговора.

Таким образом, проводилась систематическая целенаправленная работа по развитию диалогической речи не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, в повседневной жизни детей. Этому способствовала содержательная жизнь в детском саду, побуждающая детей к обмену впечатлениями, к объединению в совместной деятельности, и условия, в которых ребёнок постоянно общается с детьми и воспитателем.

Воспитатели и все остальные педагоги соблюдали тактичность. Голос воспитателя звучал ровно и спокойно, не торопясь. Такая спокойная обстановка давала возможность как можно чаще разговаривать с каждым ребёнком, побуждать следить детей за их собственной речью. Особого внимания требовали такие дети, как Динара А., Влад С., Айгуль А., которые боялись вступать в общий разговор, на занятиях и в играх были очень стеснительными. Поэтому, мы старались этих детей как можно чаще побуждать к разговору, используя для этого любой повод.

Основной формой работы по обучению диалогической речи являлось занятие. Был намечен цикл занятий, цель которых - развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы. В данный цикл занятий вошли занятия, разработанные и предложенные О.С. Ушаковой, воспитателей г. Москвы и Курска. Почти все занятия проводились методом подготовленной беседы на тему, предложенной воспитателем, например: «Наши четвероногие друзья», «Обитатели городского парка», «Собака - друг человека», «Ребята и зверята», «Повар работает», «Экскурсия на кухню» (см. приложение).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действит ...

Рекомендации специалистам по организации психокоррекционной работы, направленной на снижение агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта
Фиксируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к необходимости разработать методические рекомендации по организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта. Формирующий эксперимент проводился с учащимися второго класса. В связи с этим ...

Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте
Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше норм ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru