Новое в педагогике » Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков » Основные подходы к исследованию виктимности

Основные подходы к исследованию виктимности

Страница 1

Виктимность - характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств.

Совокупность относительно устойчивых особенностей личности и поведения человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии (учение о причинах и условиях совершения преступлений) именуется виктимностью, а поведение, провоцирующее преступника, - виктимным. Высокая виктимность - высокая вероятность стать жертвой. В интересах каждого человека - снижение своей виктимности, предупреждение виктимного поведения.

П.И. Юнацкевич выделил (по разным основаниям) следующие виды виктимности:

а) по проявлениям в различных жизненных ситуациях – криминальную, политическую, экономическую, транспортную, бытовую, военную и др.;

б) по доминирующим психологическим механизмам – мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, смешанную;

в) по числу участвующих лиц – индивидуальную, групповую, общественную (массовую);

г) в зависимости от отношения к профессиональной деятельности по обеспечению безопасности – непрофессиональную (общегражданскую) и профессиональную;

д) по психологическому уровню виктимности – слабовыраженную, средневыраженную и сильновыраженную;

е) по времени протекания – ситуативную и относительно стабильную.

Типология виктимности используется в процессе проведения психовиктимологических исследований, составления обобщенных психовиктимологических портретов личности и групп, при анализе поведения в различных критически сложных жизненных ситуациях и разработке психологических рекомендаций по обеспечению безопасности

Л.В. Франк выделил следующие виды виктимности .

1. Личностную, как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих способность стать жертвой преступлений.

2. Ролевую, или профессиональную, как «безличное» свойство, обусловленное выполнением человеком определенных социальных функций;

3. Социальную, определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.

Наиболее виктимогенно значимыми признаками личности являются: социально - демографические характеристики; нравственно – психологические характеристики; социально – психологические характеристики ролевого поведения.

М.В. Шакурова выделяет объективные факторы, предполагающие или способствующие созданию ситуации, в которой группы или конкретные люди, в том числе и подростки, могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

Среди факторов виктимизации населения – периодично-климатические условия страны, региона, местности, поселения, так как суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.

Отрицательно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания, связанные с экологическим загрязнением – повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д.

Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Теоретические основы развития игры
Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что псих ...

Процесс оценки знаний
Проверка – является составным компонентом контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Пр ...

Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков
Проблема формирования умений и навыков неразрывно связывалась с вопросом об автоматизации человеческого действия, рассматриваемой двоя-ко: с одной стороны, как феномен конечной стадии формирования нового действия, на которой человек достигает совершенства его исполнения, с дру-гой — как важнейшее с ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru