Виктимность - характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств.
Совокупность относительно устойчивых особенностей личности и поведения человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии (учение о причинах и условиях совершения преступлений) именуется виктимностью, а поведение, провоцирующее преступника, - виктимным. Высокая виктимность - высокая вероятность стать жертвой. В интересах каждого человека - снижение своей виктимности, предупреждение виктимного поведения.
П.И. Юнацкевич выделил (по разным основаниям) следующие виды виктимности:
а) по проявлениям в различных жизненных ситуациях – криминальную, политическую, экономическую, транспортную, бытовую, военную и др.;
б) по доминирующим психологическим механизмам – мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, смешанную;
в) по числу участвующих лиц – индивидуальную, групповую, общественную (массовую);
г) в зависимости от отношения к профессиональной деятельности по обеспечению безопасности – непрофессиональную (общегражданскую) и профессиональную;
д) по психологическому уровню виктимности – слабовыраженную, средневыраженную и сильновыраженную;
е) по времени протекания – ситуативную и относительно стабильную.
Типология виктимности используется в процессе проведения психовиктимологических исследований, составления обобщенных психовиктимологических портретов личности и групп, при анализе поведения в различных критически сложных жизненных ситуациях и разработке психологических рекомендаций по обеспечению безопасности
Л.В. Франк выделил следующие виды виктимности .
1. Личностную, как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих способность стать жертвой преступлений.
2. Ролевую, или профессиональную, как «безличное» свойство, обусловленное выполнением человеком определенных социальных функций;
3. Социальную, определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.
Наиболее виктимогенно значимыми признаками личности являются: социально - демографические характеристики; нравственно – психологические характеристики; социально – психологические характеристики ролевого поведения.
М.В. Шакурова выделяет объективные факторы, предполагающие или способствующие созданию ситуации, в которой группы или конкретные люди, в том числе и подростки, могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
Среди факторов виктимизации населения – периодично-климатические условия страны, региона, местности, поселения, так как суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.
Отрицательно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания, связанные с экологическим загрязнением – повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д.
Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам).
Смотрите также::
Рекомендации
родителям по использованию занимательного материала дома
Одно из важнейших условий эффективности воспитательного процесса – формирование познавательного интереса. Познавательный интерес – это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. В основе мотивации – эмоциональный фактор (нравится – не нравится) и во ...
Сарафаны
Во второй половине XIX в. безрукавной одеждой, надевавшейся поверх рубах, у крестьянок Южного Алтая были перемитнита, дубасы, сарафаны, горбачи. При разработке типологии сарафанов учитывались раскрой и расположение полотен переда и спинки, швов на боках, наличие или отсутствие кошеных полотен-косин ...
Связь педагогики с другими науками
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с ...