Новое в педагогике » Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков » Основные подходы к исследованию виктимности

Основные подходы к исследованию виктимности

Страница 6

Таким образом, с точки зрения социальной педагогики данное понятие может рассматриваться как характеристика социальной среды, предполагающая наличие для жизнедеятельности человека факторов.

Виктимизация – с одной стороны, процесс влияния на человека совокупности негативных внешних условий и факторов, с другой – процесс социально – психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий и факторов, формирующих в нем «психологию жертвы». Таким образом, процесс виктимизации имеют как объективную, так и субъективную сторону.

Посягатель – человек, целенаправленные действия которого превращают другого в жертву. Роли посягателя и жертвы могут быть закреплены в ряде ситуаций жестко (например, в ситуации захвата заложников), в других же случаях имеет место быть так называемая инверсия ролей посягателя и жертвы, когда в одном и том же лице совмещаются посягатель и жертва, либо когда они периодически меняются местами (например, в ситуации семейно-бытового конфликта, обусловленного злоупотреблением алкоголем одного из супругов, - пьяный глава семьи, избивая жену и детей, является посягателем. В трезвом же состоянии он вполне может оказаться жертвой нравственно – морального, а иногда и физического посягательства со стороны супруги, пытающейся таким способом «вразумить» мужа).

В.И. Загвязинский выделяет следующие виды жертв неблагоприятных условий социализации: реальные, потенциальные и латентные.

Реальные жертвы – люди с психосоматическими дефектами и отклонениями, инвалиды. Потенциальные жертвы – люди с пограничными психическими состояниями (неврозами, акцентуациями и т.п.); мигранты из страны в страну, из региона в регион; живущие в семьях «группы риска», в семьях с низким экономическим благосостоянием и т.п. Латентные жертвы – люди, условия существование которых в принципе не является негативными, но тем не менее не позволяют полностью реализовать заложенные от природы задатки. Примером латентной жертвы может быть ребенок – вундеркинд, чья одаренность с возрастом не превращается в гениальность, а остается на среднем уровне.

По мнению В.И. Загвязинского среди потерпевших от тех или иных внешних факторов можно условно выделить три основных группы лиц.

1. Люди, для которых характерно преобладание отрицательных нравственно-психологических свойств, обуславливающих их винтимогенное поведение в конфликтной ситуации. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода характерологическими отклонениями (психопатии, неврозы, склонность к аффектам, повышенная демонстративность и т.п.). Данные личностные свойства могут служить источником психологического напряжения в межличностных отношениях и обуславливают высокий риск виктимизации личности.

2. Люди, характеризующиеся в целом положительно, ставшие жертвами посягательства в силу своего неосторожного, неосмотрительного поведения. Это люди (чаще всего дети, подростки); которые в силу недостаточности жизненного опыта не могут адекватно и своевременно предвидеть возможные негативные последствия собственного поведения (согласилась сесть в машину к незнакомому человеку; решили, что не будет ничего страшного, если пругнуть с моста и т.п.). Поведение данной группы может варьироваться от неосмотрительного до провоцирующего. Часть виктимогенным является по сути правомерное, но по форме неосмотрительное поведение. Так, например, желание человека защитить свою оскорбленную честь в поединке с группой встречных хамов, не учитывающие психологическое состояние правонарушителей (пьяные, в группе и т. п.) и специфику конкретной ситуации (явное количественное превосходство противников, их оснащенность средствами нападения и т. п.), может с очень высокой степенью вероятности привести к негативным для него последствиям (травма, угроза жизни и т. п.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Воздействие, взаимодействие, стимулирование и торможение деятельности школьников
Третьей важнейшей сферой педагогического мастерства и культуры является мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской деятельности. Практически всем своим поведением учитель воспитательно воздействует на детей. Но когда педагог сознательно направляет и корректирует их ...

Роль коммуникативных заданий при обучении английскому языку
Процесс обучения и учения представляет собой решение целого ряда коммуникативных задач, предлагаемых учителем, решая которые, учащиеся выполняют речевые и неречевые действия, вступают в контакт друг с другом, с группой учащихся или с учителем, пытаясь найти правильные пути решения поставленной комм ...

Особенности обучения в начальных классах
"Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах". "В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек". В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru