Новое в педагогике » Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности » Семейное воспитание

Семейное воспитание

Страница 1

Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Известно, что с момента рождения среда для ребёнка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении личности. Именно семейная среда становится для малыша первой культурной нишей. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития.

Куликова Т.А. отмечает, что вся жизнь семьи складывается из отдельных социальных ситуаций. Это прощание перед сном и приветствие друг друга утром, расставание перед уходом на работу, в детский сад, в школу, сборы на прогулку и многое другое. Родители, придавая целевую направленность той или иной социальной ситуации, превращают её в педагогическую. Тогда фактором воспитания становится всё окружающее: интерьер помещений, расположение предметов и отношение к ним, различные события семейной жизни, взаимоотношения и способы общения между членами семьи, обычаи и традиции и т.д Продуманная окружающая домашняя среда становится богатейшей базой для развития чувств, мыслей, поведения ребёнка, развития его способностей. Социальные ценности и семейная атмосфера помогают домашней среде стать средой воспитательной, а также ареной для саморазвития и самореализации ребёнка.

Куликова Т.А. считает, что особенность воспитательной деятельности семьи – в её непреднамеренности, естественности. Домашнее воспитание индивидуально, конкретно, персонализировано, благодаря чему оно благоприятно для инициирования активности ребёнка. Активность ребёнка, реализующаяся в той или иной деятельности, служит основой для формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности и для его всестороннего развития.

По своему содержанию семейное воспитание более разнообразно в отличие от воспитания в дошкольном учреждении, где программа воспитания и обучения сосредотачивает внимание ребёнка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. Это снижает адаптационные способности ребёнка к реальной жизни. В семье же ребёнок является свидетелем различных жизненных ситуаций, порою даже не совсем позитивного содержания. Поэтому реальный опыт, приобретаемый ребёнком в семье, отличается реализмом, а, наблюдая поведение взрослых, у него выстраивается собственное отношение к миру и формируются представления о ценности тех или иных явлениях и объектах. Таким образом, семья знакомит ребёнка с разнообразными моделями поведения, на которые он будет ориентироваться, приобретая собственный социальный опыт. Также можно сказать, что семейная воспитательная среда является основой для первоначальных представлений об окружающем мире, а также формирования соответствующего образа жизни.

Воспитание в семье имеет ряд особенностей. Опираясь на исследования Марковой Т.А. , Куликовой Т.А., мы выделили следующие особенности семейного воспитания:

1. Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительностью воспитательного воздействия родителей или других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье целенаправленные действия родителей сочетаются со стихийными воздействиями, выражающимися в манере поведения, укоренившихся привычках взрослых, их распорядке и другом. Такие воздействия регулярно повторяются и оказывают влияние на ребёнка изо дня в день. Это постоянство воспитательных воздействий благоприятно отражается на формировании нервной системы ребёнка, который знает и предвидит каждый жизненный момент, что его ожидает.

Воспитательный процесс в семье – это явление своеобразное, которое не имеет ни начала, ни конца. Оно осуществляется постоянно, словом и делом, интонацией и поступками взрослых.

2. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводник» семейного воспитания – родительская любовь к детям и их ответные чувства к родителям (доверие, нежность, привязанность). Семейное воспитание эффективно благодаря эмоциональным узам, которые связывают всех членов семьи.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Проблемы профессионального самоопределения школьника
В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение ...

Методы и средства самовоспитания будущего учителя
Самовоспитание, утверждают исследователи процесс тонкий, интимный. Это верно. Но верно и то, что это процесс реальный, и при изучении этого явления необходимо знать объективные закономерности его протекания. Самовоспитание - категория педагогическая. А. С. Макаренко учил, что педагогическое дело - ...

Содержание коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме
Система помощи лицам с аутизмом начала впервые формироваться в США и Западной Европе в середине 60-х гг. Нужно, однако отметить, что первая в Европе школа для аутичных детей - Sotienskole – начала функционировать в Дании в 1920 году, когда ни в психиатрии, ни в специальной педагогике понятие «детск ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru