Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Страница 13

Необходимо безусловно принимать не только других, но и себя, подчеркивает Роджерс. Безусловное принятие себя означает вос­приятие себя таким образом, что все твои качества нормальны и ни одно из них не является более стоящим, чем другое. Если чело­век не принимает себя, а ценит только те свои достоинства, кото­рые одобряются другими, то он испытывает напряженность и тре­вогу, его психическое здоровье ухудшается.

Принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира ре­бенка создает для него теплоту и безопасность в отношениях со взрослым, а любовь и уважение вызывают чувство защищенности, которое необходимо для полноценного развития человека.

Третье условие - эмпатическое понимание, без которого безусловное принятие может означать просто недифференциро­ванное благодушное отношение ко всем. Эмпатическое понима­ние включает в себя проникновение в чувства и мысли человека, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место. Это «сопереживающее понимание, - говорит Роджерс, - понимание вместе с человеком, а не понимание о нем - является настолько эффективным средством, что оно может привести к значительным изменениям личности».

Модели поведения значимых взрослых (родители, педагоги, «звезды», кумиры), по свидетельству исследователей, становятся основой не только приобретения привычек, но и выработки спосо­бов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительского поведения. Если родители уходят от трудно­стей или прибегают к агрессии при столкновении с ними, то ребе­нок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной си­туации так же. Есть большая вероятность, что ребенок приобретет стиль реагирования на трудности, аналогичный родительскому.

То же характерно и для межличностных отношений. Дети ос­ваивают те же отношения, которые они в течение длительного времени наблюдают в семье. Возможны ситуации, когда родители учат каким-то правилам поведения, но сами их не соблюдают, т. е. говорят одно, а делают другое. Например, призывают к честности, но сами обманывают друг друга, требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны и распущенны. В такой ситуации более вероятным становится выбор примера родителей, ребенок может и расширять модель поведения, заданную ему ро­дителем, так что его собственное поведение окажется для них не­приемлемым, т.е. он может отвергать и то, чем родители доро­жат. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. Это зависит от Других людей (друзей, учителей, соседей и др.), а также и от отношений с родителями. Если отно­шения с родителями плохие или если дети видят, что поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам, они могут отвергать родительские нормы (М. Раттер).

Дисциплинарные требования, характер наказаний и поощрений не менее важны для «хорошего» или «плохого» поведения. Пагуб­но положение, когда ребенок привыкает ориентироваться на внеш­ний контроль, у него оказываются неразвитыми внутренние меха­низмы контроля своего поведения, отсутствует собственная система ценностей, с помощью которой он может регулировать свое пове­дение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. С этой целью специалисты считают необходимым обсуждать с ребенком мотивы его поступков и привлекать его к выработке внутрисемейных норм поведения.

О негативной роли множества жестких ограничений и гипер­опеки мы упоминали в предыдущем параграфе. Основательная характеристика последствий этого фактора для становления ха­рактера ребенка дана известным русским педагогом, психологом, врачом П. Ф. Лесгафтом.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Смотрите также::

История развития игр
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника и потому рассматривается советскими педагогами как одно из главных средств воспитания. Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В.В. Гориневский отмечал: «У всех ...

Психологические основы методики обучения чтению
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию. Егоров Т. Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звукобуквенными обозначениями; б) послоговое чтение; в) ступень становления синтетич ...

Организация жизни детей на уроке
Положительное отношение ребенка к школе, к учению формируется и воспитывается на уроке. Расположение ребенка к учебному процессу зависит от 2 основных условий: Ребенок приходит в школу не «чистым листом», а живым человеком, принося с собою все свои радости и горести, воспоминания и переживания. Реб ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru