II этап исследований изучение взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями, проводился в феврале 2009 года.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МОУ № 79 г. Тольятти. В исследовании принимали участие дети старшего школьного возраста – ученики 11 «А» (21 человек), 11 «Б» (22 человека) – всего 43 человека. Возрастной состав испытуемых 16-17 лет. Общее количество испытуемых составило 43 человек, из них 10 мальчиков и 23 девочек.
цель II этапа выявление взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями.
Задачи II этапа:
1. Экспериментально изучить доминирующие группы ценностей старшеклассников
2. экспериментально изучить профессиональную направленность старшеклассников.
3. Изучить взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
Для изучения особенностей профессиональной направленности нами были использованы опросник Климова и тест для определения ценностных ориентаций М.Рокича. Данные тестовые методики позволяют диагностировать профессиональную направленность, а также отношение субъекта труда к его объекту. При выборе методик мы опирались на предположение о том, что в основе предпочтительного отношения к выбору старшеклассниками определенного профессионального направления или специальности лежат ценностные ориентации.
Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, нами было проведено анкетирование старшеклассников.
Опросник Климова направлен на диагностику склонностей к профессиональным знаниям и содержит 20 пар утверждений. Интересы и склонности человека - важные факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Склонность отражает положительное внутренее мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Опросник позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой области приложения сил он сейчас более склонен, к какой - менее, но не насколько. Образец опросника можно увидеть в приложении 1.
Форма проведения эксперимента – групповая. Общее время тестирования – 1,5 часа
Выявление с помощью тестов профессиональной направленности старшеклассников послужило основанием для разделения всей выборки на группы.
К первой группе, (32 % от общего числа старшеклассников, принявших участие в исследовании) были отнесены старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствовала типу профессий Человек -Техника по ДДО Е.А.Климова . Это люди охотно занимающиеся конкретными объектами и их использованием. Они предпочитают занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирают профессии конкретного действия: механик, электрик и т.п. Этой группе свойственны математические, а не вербальные способности.
Во вторую группу (36%) вошли старшеклассники с профессиональной ориентацией по профессий Человек-Художник по ДДО Е.А.Климова. Данной группе людей присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость, оригинальность, независимость решений, несоциальность – в смысле отличия от окружающих людей. Предпочитают занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Очень высоки способности моторики и восприятия.
Третью группу (20%) составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу Человек-Человек по ДДО Е.А.Климова. Эти молодые люди обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Основными чертами характера являются общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые профессии – врач, психолог. Хорошо развиты вербальные способности.
Смотрите также::
Управление учебным процессом при изучении темы «Прямоугольный треугольник» в
курсе девятилетней школы
Успех в решении задач по геометрии во многом зависит от профессионального уровня учителя и степени заинтересованности и подготовленности школьников. Обучение в 7–8 классах является в значительной мере ориентированным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и о ...
Сарафаны
Во второй половине XIX в. безрукавной одеждой, надевавшейся поверх рубах, у крестьянок Южного Алтая были перемитнита, дубасы, сарафаны, горбачи. При разработке типологии сарафанов учитывались раскрой и расположение полотен переда и спинки, швов на боках, наличие или отсутствие кошеных полотен-косин ...
Сказки Пушкина
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ...