Новое в педагогике » Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников » Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников

Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников

Страница 1

II этап исследований изучение взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями, проводился в феврале 2009 года.

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МОУ № 79 г. Тольятти. В исследовании принимали участие дети старшего школьного возраста – ученики 11 «А» (21 человек), 11 «Б» (22 человека) – всего 43 человека. Возрастной состав испытуемых 16-17 лет. Общее количество испытуемых составило 43 человек, из них 10 мальчиков и 23 девочек.

цель II этапа выявление взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями.

Задачи II этапа:

1. Экспериментально изучить доминирующие группы ценностей старшеклассников

2. экспериментально изучить профессиональную направленность старшеклассников.

3. Изучить взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.

Для изучения особенностей профессиональной направленности нами были использованы опросник Климова и тест для определения ценностных ориентаций М.Рокича. Данные тестовые методики позволяют диагностировать профессиональную направленность, а также отношение субъекта труда к его объекту. При выборе методик мы опирались на предположение о том, что в основе предпочтительного отношения к выбору старшеклассниками определенного профессионального направления или специальности лежат ценностные ориентации.

Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, нами было проведено анкетирование старшеклассников.

Опросник Климова направлен на диагностику склонностей к профессиональным знаниям и содержит 20 пар утверждений. Интересы и склонности человека - важные факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Склонность отражает положительное внутренее мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Опросник позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой области приложения сил он сейчас более склонен, к какой - менее, но не насколько. Образец опросника можно увидеть в приложении 1.

Форма проведения эксперимента – групповая. Общее время тестирования – 1,5 часа

Выявление с помощью тестов профессиональной направленности старшеклассников послужило основанием для разделения всей выборки на группы.

К первой группе, (32 % от общего числа старшеклассников, принявших участие в исследовании) были отнесены старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствовала типу профессий Человек -Техника по ДДО Е.А.Климова . Это люди охотно занимающиеся конкретными объектами и их использованием. Они предпочитают занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирают профессии конкретного действия: механик, электрик и т.п. Этой группе свойственны математические, а не вербальные способности.

Во вторую группу (36%) вошли старшеклассники с профессиональной ориентацией по профессий Человек-Художник по ДДО Е.А.Климова. Данной группе людей присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость, оригинальность, независимость решений, несоциальность – в смысле отличия от окружающих людей. Предпочитают занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Очень высоки способности моторики и восприятия.

Третью группу (20%) составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу Человек-Человек по ДДО Е.А.Климова. Эти молодые люди обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Основными чертами характера являются общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые профессии – врач, психолог. Хорошо развиты вербальные способности.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях ...

Понятие эмоциональной сферы человека
Многие авторы рассматривали вопрос классификации эмоциональных переживаний в целом, эмоциональных процессов и состояний (В.К. Вимонок, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) Учитывая эти подходы, мы считаем, что среди эмоциональных явлений можно выделить аффекты, собственно эмоции, настроение, эмоци ...

Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Задача параграфа: раскрыть понятие «компьютерная зависимость», проанализировать влияние компьютерной зависимости на процесс воспитания детей, выявить стадии компьютерной зависимости. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru