Новое в педагогике » Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников » Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников

Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников

Страница 1

II этап исследований изучение взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями, проводился в феврале 2009 года.

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МОУ № 79 г. Тольятти. В исследовании принимали участие дети старшего школьного возраста – ученики 11 «А» (21 человек), 11 «Б» (22 человека) – всего 43 человека. Возрастной состав испытуемых 16-17 лет. Общее количество испытуемых составило 43 человек, из них 10 мальчиков и 23 девочек.

цель II этапа выявление взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями.

Задачи II этапа:

1. Экспериментально изучить доминирующие группы ценностей старшеклассников

2. экспериментально изучить профессиональную направленность старшеклассников.

3. Изучить взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.

Для изучения особенностей профессиональной направленности нами были использованы опросник Климова и тест для определения ценностных ориентаций М.Рокича. Данные тестовые методики позволяют диагностировать профессиональную направленность, а также отношение субъекта труда к его объекту. При выборе методик мы опирались на предположение о том, что в основе предпочтительного отношения к выбору старшеклассниками определенного профессионального направления или специальности лежат ценностные ориентации.

Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, нами было проведено анкетирование старшеклассников.

Опросник Климова направлен на диагностику склонностей к профессиональным знаниям и содержит 20 пар утверждений. Интересы и склонности человека - важные факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Склонность отражает положительное внутренее мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Опросник позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой области приложения сил он сейчас более склонен, к какой - менее, но не насколько. Образец опросника можно увидеть в приложении 1.

Форма проведения эксперимента – групповая. Общее время тестирования – 1,5 часа

Выявление с помощью тестов профессиональной направленности старшеклассников послужило основанием для разделения всей выборки на группы.

К первой группе, (32 % от общего числа старшеклассников, принявших участие в исследовании) были отнесены старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствовала типу профессий Человек -Техника по ДДО Е.А.Климова . Это люди охотно занимающиеся конкретными объектами и их использованием. Они предпочитают занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирают профессии конкретного действия: механик, электрик и т.п. Этой группе свойственны математические, а не вербальные способности.

Во вторую группу (36%) вошли старшеклассники с профессиональной ориентацией по профессий Человек-Художник по ДДО Е.А.Климова. Данной группе людей присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость, оригинальность, независимость решений, несоциальность – в смысле отличия от окружающих людей. Предпочитают занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Очень высоки способности моторики и восприятия.

Третью группу (20%) составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу Человек-Человек по ДДО Е.А.Климова. Эти молодые люди обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Основными чертами характера являются общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые профессии – врач, психолог. Хорошо развиты вербальные способности.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Советская система дошкольного образования
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошк ...

Понятие модели. Моделирование. Классификация моделей и виды моделирования
Моделирование в настоящее время получило необычайно широкое применение во многих областях знаний: от философских и других гуманитарных разделов знаний до ядерной физики и других разделов физики, от проблем радиотехники и электротехники до проблем механики и гидромеханики, физиологии и биологии и т. ...

Анализ учебной литературы для начальной школы
Составителями учебников предусмотрена работа по обогащению, уточнению, активизации словаря. Поэтому, рассматривая работу со словом, невозможно не остановиться на анализе тех пособий, которые являются одним из основных средств развития речи учащихся начальных классов. Как показывает анализ учебников ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru