Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Страница 11

Известная американская исследовательница психоаналитиче­ской ориентации Карен Хорни полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Она исхо­дит из того, что определяющим в структуре личности является бессознательное чувство тревоги, беспокойства, изоляции и беспо­мощности. Главное понятие К. Хорни - «основная тревога», кото­рая понимается как « .чувство изоляции и беспомощности ребен­ка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: пря­мого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильности поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка реального руководства, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, недостатка теплоты, по­нуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слиш­ком большой или слишком малой ответственности, сверхпротек­ции, изоляции от других детей, несправедливости, дискриминации, невыполнения обещаний, враждебной атмосферы и т.д.

Эти факторы становятся основой развития тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это состояние, ребенок может прибегать к раз­ным стратегиям. Он может становиться враждебным и хотеть рас­платиться с теми, кто его отвергал или плохо к нему относился. Но может быть и очень послушным, чтобы вернуть потерянную любовь и расположение. У него может развиваться неадекватный, нереалистический образ самого себя, чтобы компенсировать чув­ство неполноценности. Он может подкупить других или пользо­ваться угрозами, чтобы получить уважение и любовь. Он может «застрять» на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие.

Чтобы обрести признание, уважение, любовь, ребенок может искать власти над другими или же прибегать к соревновательности, и при этом сама победа оказывается для него важнее, чем дости­жение как таковое. Возможно обращение агрессии внутрь и само­уничижение.

Любая из этих стратегий характеризуется наличием конфликта который может быть разрешен естественным способом, что гово­рит о нормальном развитии, или неестественным, иррациональным способом. Это может быть и агрессия, и чрезвычайная конформ­ность, и замкнутость, и недисциплинированность, и др.

Проблемам развития ребенка, эмоциональным нарушениям, на­рушениям поведения посвящено множество специальных исследо­ваний отечественных и зарубежных ученых, собран огромный фак­тический материал (А.И.Захаров, М.Раттер, А.Е.Личко, Г.М.Бреслав и др.), позволяющий понять механизмы и причины наруше­ний. Бесспорными признаются следующие факты.

Нарушения в развитии ребенка связаны с неблагоприятными событиями в детстве ребенка. Прежде всего - семейные конфлик­ты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости, от­ношений привязанности. Отношения в семье остаются значимыми не только в детстве, но и в более поздние периоды жизни. Дефи­цит общения, нарушение, деформация значимых отношений лич­ности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу (В.Н. Мясищев). Это отноше­ния в семье, в других значимых для ребенка общностях.

Потребность в эмоциональном признании окружающими, эмо­циональных контактах с родителями особенно актуальна в детстве. К 4-5 годам эмоциональное развитие ребенка достигает своего мак­симума. Нарушение эмоциональных контактов с родителями, преж­де всего с матерью, вызывает значительные психологические про­блемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-теплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. Отсутствие эмоцио­нальной поддержки, любви и признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забытости и не­нужности. Острая потребность в признании - это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребенок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность люб­ви и признания может компенсироваться страхами, капризами. У детей формируется замкнутость, недоверие к окружающим.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Смотрите также::

Методы и методология научно-исследовательской работы
Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие дипломную, курсовую работу как квалификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо, как показывает современная учебная практика высш ...

Формирование самостоятельной деятельности учащихся
Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихс ...

Синтетичность эстрадного и актерского ремесел
Нам следует коснуться особых специфических качеств, которыми должен владеть концертный исполнитель, выступающий именно в эстрадных жанрах. Эстрада любит актера, обладающего одновременно многими умениями, то есть синтетического актера. Тем самым для зрителя как бы компенсируется недостача внешней зр ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru